Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТОРЖЕСТВО ХРИСТІАНСТВА. 767 Затѣмъ изъ государственныхъ порядковъ было устранено нѣчто такое,
что противорѣчило христіанству и его учрежденіямъ. Такъ били
отмѣнены наказанія чрезъ распятіе и раздробленіе ногъ. Крестъ,
теперь сдѣлавшійся знаменемъ спасенія, бывшій высокочтимымъ
символомъ самого христіанства, не могъ болѣе служить позорнымъ
орудіемъ наказанія. Запрещено было клеймить преступниковъ на
лбу, чтобы не опозоривать величіе лица, созданнаго по образу нё-
бесной красоты,—чтб было невидимому неважнымъ и однакоже
вообще весьма знаменательнымъ распоряженіемъ, такъ какъ въ-
немъ заключалось признаніе человѣческаго достоинства, о которомъ
ничего не знало язычество и которое впервые провозглашено было
христіанствомъ. Ограничены были также и гладіаторскія игры.
Правда, онѣ не были запрещены совершенно, но было опредѣлено,
что преступники не могли быть болѣе приговариваемы на эти
игры. Тѣ, которые заслуживали этого, скорѣе должны были под¬
лежать отсылкѣ на работы въ рудники, чтобы потерпѣть за свои
грѣхи безъ пролитія крови. Государство такимъ образомъ удаляется
отъ этихъ игръ, не содѣйствуетъ имъ больше. Обнаруживается
заботливость о темницахъ, и кроткое обхожденіе съ узниками дѣ¬
лается обязанностью. Законы о бракѣ’ затѣмъ въ нѣкоторыхъ отно¬
шеніяхъ приспособляются къ христіанскимъ воззрѣніямъ. Законы
противъ безбрачныхъ и бездѣтныхъ были отмѣнены, а напротивъ,
изданы были законы, которыми наказывалось прелюбодѣяніе и со¬
блазнъ къ блуду. Запрещено было выбрасываніе дѣтей. Если отецъ
заявлялъ, что онъ не въ состояніи кормить своего ребенка, то о-
ребенкѣ должно было заботиться общество. Когда по случаю тя¬
желаго года въ 821 г. родители часто продавали своихъ дѣтей,
то было запрещено и это. Если родители находились въ нуждѣ,
то на помощь имъ должна была приходить казна. „Ибо противно
нашимъ обычаямъ, чтобы при нашемъ правленіи кто либо вынуж¬
даемъ былъ голодомъ къ совершенію преступленій". Облегчалось
отпущеніе рабовъ, и въ тоже время установлялось, чтобы оно со¬
вершалось въ церкви предъ священникомъ. Церкви этимъ предо¬
ставлена была великая задача далѣе проводить, при содѣйствіи го¬
сударства, уже начатое ею освобожденіе рабовъ. Особенно важны
наконецъ были законы, которыми устанавливалось всеобщее празд¬
нованіе воскреснаго дня. Въ „высокочтимый день солнца" не
должны были совершаться никакія работы, кромѣ спѣшныхъ по¬
левыхъ работъ; суды и конторы правительственныхъ чиновниковъ
должны были закрываться и не могли быть предпринимаемы ни¬
какія другія судебныя дѣла, кромѣ освобожденія рабовъ. Сол¬
даты выводимы были въ поле и тамъ совершали богослуженіе,
которое, носило . своеобразный, но совершенно соотвѣтствующій