Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
766 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. чала. Но императоръ весьма благоразумно сдѣлалъ распоряженіе,
чтобы тѣ, которые покупали конфискованныя церковныя имуще¬
ства, также должны были возвратить ихъ, но должны были полу¬
чить вознагражденіе за это изъ государственной кассы. Такимъ
образомъ христіане возстановлялись въ своихъ правахъ, но вмѣстѣ
съ тѣмъ устранялась и возможность для какихъ бы то ни было-
оскорбленій и ущерба для другихъ. Далѣе этого самый эдиктъ не шелъ, но та настойчивость, съ
которою имъ повелѣвалось намѣстникамъ неотложное и точное
исполненіе его предписаній, давала уже понять, что Константинъ
не имѣлъ намѣренія остановиться на этомъ. Его положеніе те¬
перь уже не было болѣе только нейтральнымъ, но уже положи¬
тельно дружественнымъ и благосклоннымъ къ христіанству. Да
это и не могло быть иначе; занимать только нейтральное поло¬
женіе въ отношеніи къ существующимъ въ его средѣ религіямъ
для государства невозможно. Безрелигіозное государство есть про¬
стой призракъ, отстаивать который можетъ только тотъ, кто со¬
вершенно не знаетъ, что такое религія. Какъ будто бы религія
не проникаетъ всю жизнь человѣка! Какъ будто бы она не должна
существовать у тѣхъ, кто управляетъ государствомъ! Какъ скоро
Константинъ сдѣлался благосклонно настроеннымъ христіанству,
то послѣднее должно было оказывать вліяніе и на государствен¬
ное управленіе, и чѣмъ ближе онъ лично подходилъ къ христіан¬
ству, тѣмъ болѣе. Уже и въ это время христіанство стояло въ
его глазахъ выше, чѣмъ язычество, такъ что онъ уже съ особен¬
ною любовью называетъ его „благочестивѣйшей религіей“. Для
него становилось ясно, что разлагающееся язычество влекло
вмѣстѣ съ собою къ гибели и государство, что если можно было-
дѣйствительно обновить государство, то для этого необходима была
и новая религіозная основа, и что доставить ее могло только хри¬
стіанство; и въ той мѣрѣ, какъ это выяснялось для него, онъ
старался разчистнть' мѣсто для христіанства и установить связь
между государствомъ и церковью. Христіанство должно было стать
солью, которая должна была предохранять государство отъ тлѣна
язычества. Изъ этого стремленія возникъ цѣлый рядъ мѣропріятій. Уже
въ мартѣ 313 г. всѣ духовные были освобождены отъ обязанно¬
сти принимать на себя муниципальныя должности, связанныя тогда
съ тяжкимъ и требующимъ большихъ расходовъ бременемъ. Этимъ на
нихъ перенесено было преимущество языческихъ жрецовъ, съ кото¬
рыми они и уравнены были. Около этого же самаго времени импера¬
торъ подарилъ значительныя суммы для содержанія духовенства. Цер¬
ковь получила также право принимать завѣщанія въ свою пользу.