Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТОРЖЕСТВО ХРИСТІАНСТВА. 763, пять на свою сторону христіанъ, которые уже со времени его
отца стояли на его сторонѣ, насколько вообще можно говорить
о партійномъ участіи христіанъ въ этой борьбѣ. Его собственное
войско состояло въ большинствѣ изъ варваровъ, и между ними
христіане, конечно, не составляли большинства. На западѣ они
вообще составляли меньшинство, а Римъ все еще по преимуще¬
ству былъ языческимъ городомъ, въ которомъ менѣе всего можно
было пріобрѣсти популярность чрезъ благосклонность къ христіан¬
ству. Чисто политическія соображенія скорѣе должны бы были
удержать Константина отъ того шага, который онъ дѣлалъ, такъ
какъ онъ, ничего не выигрывая имъ новаго, съ вѣроятностью могъ
настроить этимъ противъ себя язычниковъ. Миланскій указъ, слу¬
жащій для насъ несомнѣнно главнѣйшимъ источникомъ для рѣ¬
шенія этого вопроса, указываетъ на совершенно иныя мысли чѣмъ
тѣ, какія новѣйшіе исторіографы приписываютъ императору изъ
своего собственнаго круга мыслей. Здѣсь онъ самъ побудительной
причиной своей благосклонности къ христіанамъ выставляетъ испы¬
танную имъ милость Высочайшаго Бога и желаніе обезпечить за
собою эту божественную милость и въ будущемъ 14э). Самъ Кон¬
стантинъ такимъ образомъ вѣрилъ, что блиститательной побѣдой,
которую онъ одержалъ съ своимъ гораздо слабѣйшимъ войскомъ,
обязанъ былъ особенному содѣйствію Высочайшаго Бога; и куда
бы мы ни взглянули, у христіанъ и у язычниковъ, мы повсюду
наталкиваемся на эго именно воззрѣніе, повсюду эта неожиданная
побѣда, приписывается особенной благосклонности Высочайшаго
Бога. Мало того, эта благосклонность явно ставится въ связь съ
знаменіемъ креста. Не смотря на всѣ старанія, положительно не¬
возможно устранить тѣхъ фактовъ, что сначала въ войнѣ противъ
Максентія и затѣмъ во все болѣе усиливающейся степени знаме¬
ніе креста служило именно тѣмъ знаменемъ, подъ которымъ бо¬
ролся и побѣждалъ Константинъ.' Съ этого момента на знамени
императора языческія эмблемы исчезли, ихъ мѣсто заняли изобра¬
женія креста и вензель имени Христова. На шлемахъ, на щитахъ,
даже на монетахъ мы съ этого времени постоянно встрѣчаемъ
крестъ и двѣ священныя буквы ХР — начальныя буквы имени
Христа. И еслибы мы все еще могли сомнѣваться касательно
того, .чтб это значитъ, то одинаково несомнѣнное выше уже упо¬
мянутое обстоятельство, что Константинъ повелѣлъ изобразить себя съ
крестомъ въ рукѣ и это изображеніе выразительно объявлялъ тѣмъ
знаменемъ, которымъ ощь побѣдилъ, устраняетъ всякое сомнѣніе1110). Такймъ образомъ, насколько извѣстно, самъ Константинъ вѣ¬
рилъ, что онъ обязанъ былъ побѣдою кресту. Но этотъ фактъ ви¬
сѣлъ бы совершенно въ воздухѣ, если разсказъ о видѣніи его счи-