Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТОРЖЕСТВО ХРИСТІАНСТВА. 761 своихъ знаменахъ; Въ виду этого становится понятнымъ, почему
Константинъ, въ такомъ, положеніи невольно долженъ былъ расчи¬
тывать на другую высшую помощь. Онъ самъ разсказываетъ, что
уже тогда много размышлялъ о томъ, у какого бога искать ему
помощи и молился высочайшему Богу, котораго отецъ его почи¬
талъ какъ солнечнаго бога. И вотъ однажды ему явилось чудесное
знаменіе. Когда солнце уже склонялось къ западу, онъ вдругъ
увидѣлъ свѣтлый крестъ на солнцѣ, и рядомъ съ нимъ свѣтозарно
написанныя слова: Тобтю ѵ6<а (симъ, этимъ знакомъ, побѣждай!).
Ксгда онъ былъ встревоженъ этимъ и еще не ясно сознавалъ
значеніе этого знаменія, ночью ему явился Христосъ и повелѣлъ
ему сдѣлать это крестное знаменіе своимъ военнымъ знакомъ
и затѣмъ съ полною увѣренностью въ побѣдѣ вступить въ борьбу.
Сообразно съ этимъ приказаніемъ, Константинъ приказалъ при¬
готовить одно знамя съ крестомъ и именемъ Христа, самъ поло¬
жилъ крестъ на свой шлемъ и солдаты начертали его на своихъ
щитахъ. Подъ этимъ крестнымъ знаменемъ его войско затѣмъ
одерживало одну побѣду за другой,- пока въ кровавой битвѣ у
Мельвійскаго моста сила Максентія не сокрушена была окон¬
чательно. Съ торжествомъ Константинъ вступилъ въ Римъ, и
скоро весь западъ былъ въ его власти. Въ благодарность за
этотъ успѣхъ, императоръ приказалъ затѣмъ воздвигнуть въ Римѣ
свою статую съ крестнымъ знаменіемъ въ рукѣ и съ надписью:
„этимъ спасительнымъ знаменемъ, которое есть истинное доказа¬
тельство доблести, я освободилъ и спасъ вашъ городъ отъ ига
тиранна“. Нѣтъ надобности подробно останавливаться на критическомъ
разсмотрѣніи этого разсказа, но нельзя обойтись безъ нѣкоторыхъ
замѣчаній о немъ. И прежде всего нельзя не замѣтить, что пра¬
вильный взглядъ на него можетъ быть составленъ только тогда,
когда мы приступаемъ къ его изслѣдованію безъ всякаго преду¬
бѣжденія какъ къ нему самому, такъ и вообще къ существова¬
нію чудесъ. Конечно, мы должны весьма осторожно относиться
къ разсказамъ о чудесахъ, но это не даетъ намъ права отри¬
цать возможность того, что Господь, при особенно рѣшительныхъ
поворотахъ въ исторіи своей Церкви, дѣйствуетъ при управле¬
ніи ею и посредствомъ чудесъ. Разсказъ этотъ въ его наибо¬
лѣе полной формѣ передается Евсевіемъ, епископомъ Кесарій¬
скимъ, который слышалъ его изъ устъ самого императора 147).
Послѣдній разсказалъ ему эту исторію лишь на закатѣ своихъ
дней, и притомъ подтвердилъ его клятвою. Совершенно отвергать
его, какъ чистый вымыслъ, исторія можетъ только въ томъ пред¬
положеніи. если , считать или Евсевія, или Константина совнатель-