Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
756 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. сударственному порядку римлянъ, и заботиться о томъ, чтобы хри¬
стіане, оставившіе религію своихъ предковъ, возвратились къ бла¬
горазумію. Но такъ какъ большинство съ упорствомъ оставались
въ своемъ заблужденіи, и такъ какъ онъ видѣлъ, что они ни
языческимъ богамъ не оказывали должнаго служенія, ни съ до¬
статочностью почитали и христіанскаго Бога, то онъ, по своей
милости, рѣшился позволить имъ оставаться христіанами и дѣлать
свои собранія подъ условіемъ, чтобы только они не дѣйствовали
вопреки существующему порядку. Въ этихъ собраніяхъ пусть они
молятъ и своего Бога о благосостояніи императора и государства,
чтобы государство оставалось въ цѣлости и сами они могли жить
въ безопасности. Эдиктъ этотъ содержитъ открытое признаніе безсилія языче¬
ства. О благорасположеніи къ христіанству въ немъ нѣтъ ни слова.
Императоръ считаетъ его еще и теперь лишь отступленіемъ отъ
отеческой религіи и не скрываетъ своего желанія, чтобы хри¬
стіане опять возвратились къ ней, но онъ отказывается отъ того,
чтобы осуществить это желаніе силою, такъ какъ убѣдился, что
это невозможно, и то, чего онъ уже не въ состояніи отнять у
христіанъ, онъ, съ цѣлью всетаки прикрыть свое безсиліе, вы¬
ставляетъ какъ даръ своей милости по отношенію къ нимъ. Не
заговорилъ ли въ немъ и голосъ совѣсти? Потоки крови, которые
онъ пролилъ, не лишали ли его, какъ и Діоклитіана, всякаго по¬
коя на его болѣзненномъ одрѣ? Случайно выраженное въ концѣ
эдикта желаніе, чтобы христіане молились и за него, даетъ быть
можетъ отчасти возможность думать такъ. Такимъ образомъ были
разрушены и надежды Галерія, и въ лицѣ его преступленіе по¬
лучило отмщеніе. Вскорѣ потомъ онъ умеръ въ невыразимыхъ мукахъ. Борьба въ собственномъ смыслѣ этого слова и закончилась
этимъ. Правда, Максиминъ не признавалъ этого эдикта, или при¬
водилъ его въ исполненіе весьма сомнительнымъ образомъ. Скоро
послѣ изданія его, онъ уже опять началъ ограничивать христіанъ
въ ихъ свободѣ и запрещалъ собранія на кладбищахъ. Вмѣстѣ съ
тѣмъ онъ старался различными мѣропріятіями усилить язычество,
и началъ даже опять подвергать христіанъ преслѣдованію 146). Но все
это лишь послѣднія судороги разлагавшагося язычества. Въ дѣйстви¬
тельности оно уже положило свое оружіе. Но конечно то, что
достигнуто было христіанствомъ, ограничивалось лишь неохотною
вѣротерпимостью. Для того, чтобы осуществить свою задачу въ
мірѣ, ему нужно было нѣчто больше этого. Оно нуждалось въ
признаніи, должно было вступить въ связь съ государствомъ,
должно было, хотя бы и инымъ образомъ, занять мѣсто языче¬
ства и, подобно послѣднему, сдѣлаться основой народной жизни.