Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
75$ ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. въ одинъ день предавалось смерти по 10, 20 и даже по 100 че¬
ловѣкъ. То здѣсь, то тамъ христіане подвергались страшному из¬
біенію, и случалось, что цѣлыя общины сожигались въ домѣ своего'
собранія. Въ Фригіи цѣлый городъ былъ окруженъ солдатами, и
такъ какъ всѣ его жители были христіане, то онъ былъ сожженъ
весь, какбы это былъ городъ вражеской страны 14°). Еще ха¬
рактеристичнѣе для языческаго фанатизма, который дошелъ въ
это время до точки кипѣнія, была та утонченная жестокость, съ
которою совершались убійства. Галерій издалъ распоряженіе, ко¬
торымъ онъ повелѣвалъ умерщвлять христіанъ медленнымъ огнемъ.
Подъ ногами злополучной жертвы сначала разводилось небольшое
пламя, которое усиливалось до того, что тѣло обугливалось и ку¬
сками отваливалось отъ костей, и затѣмъ одинъ за другимъ сжи¬
гались и всѣ другіе члены. Въ тоже время мученику, время отъ
времени, лили' холодную воду въ лицо, чтобы смерть не наступила,
слишкомъ скоро. Наконецъ, когда уже все тѣло было сожжено
на кострѣ, то пепелъ разбрасывался въ море или въ рѣку, чтобы
лишить почестей и самый пепелъ мученика 141). Если такіе ужасы
совершались по выразительному повелѣнію императора, то нечего
удивляться, что и намѣстники соперничали между собой въ изо¬
брѣтеніи новыхъ мукъ. Христіанъ подвѣшивали за ноги и зажигали
подъ ними огонь, отрѣзывали имъ носы и уши, вырывали у нихъ
языки, выкалывали глаза и, перерѣзывая жилы, калѣчили руки и
ноги. Въ теченіе долгаго времени систематически производилось
калѣченіе людей и оно считалось еще милостью въ сравненіи
съ. наказаніемъ смертью т). Христіанъ обливали расплавленнымъ
оловомъ и разрубали ихъ въ куски. Трупы казненныхъ не могли
быть погребены и ихъ оставляли лежать, пока они не пожира¬
лись собаками и коршунами. Это было такое время, когда рим¬
скіе намѣстники захватывали христіанскихъ дѣвицъ и приказывали
гонять ихъ бичами по улицамъ города полуобнаженными, хотя и
съ головными украшеніями; часто случалось, что благородныя
женщины и дѣвицы по судебному приговору отводились въ пуб¬
личные дома и отдавались въ жертву скотской похоти язычниковъ.
Даже философски образованные чиновники, бывшіе, по своему
міровоззрѣнію, гордыми своимъ знаніемъ и добродѣтелью неопла¬
тониками, выдавались въ этомъ отношеніи печальнымъ образомъ.
Не разъ христіанскія женщины и дѣвицы предпочитали позору
смерть и налагали руки на свою собственную жизнь, чтобы только
избѣгнуть публичнаго позора. Болѣе древнее время причисляло къ
мученицамъ и такихъ, которыя такъ умирали за вѣру. Только уже
болѣе позднее и болѣе холодное время стало подвергать сомнѣнію
ихъ [мученичество и<).;