Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РѢШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА. Между тѣмъ императоръ издалъ второй указъ ,ге), которымъ
ловелѣвалось арестовывать всѣхъ духовныхъ, и за вторымъ, чр'ёзъ
нѣсколько мѣсяцевъ, послѣдовалъ и третій <3,!), которымъ повёлѣ-
валось, чтобы всѣ, выказывавшіе свое отреченіе чрезъ жертвопри¬
ношеніе, отпускались на свободу, а другіе были принуждаемі: къ
жертвоприношенію мученіемъ. Многіе отрекались, но многіе и
■оставались твердыми. Въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ, безъ всякаго
колебанія, выносили они тюремное заключеніе и время отъ вре¬
мени повторявшіяся пытки, и чрезъ нѣсколько лѣтъ послѣ этого
гоненія можно еще было видѣть на нѣкоторыхъ служителяхъ церкви
слѣды вынесенныхъ тогда мученій. Но нельзя было остановиться и на этомъ. Самъ языческій народъ
требовалъ ббдыпаго. Въ циркѣ въ Римѣ императоръ былъ привѣт¬
ствуемъ криками: „долой христіанъ! О, Августъ, да не будетъ
христіанъ больше! “ Такимъ образомъ явился четвертый эдиктъ,
который распространялъ гоненіе на всѣхъ христіанъ. Имъ дове-
лѣвалось всѣхъ безъ различія принуждать къ жертвоприношенію
богамъ 138). И вотъ началось гоненіе, которое всеобщностью и
жестокостью превосходило даже гоненіе при Деціѣ. Во всѣхъ мѣ¬
стахъ христіане были созываемы въ одинъ опредѣленный день.
Мѣстности были окружаемы стражами, чтобы никто не могъ бѣ¬
жать. Затѣмъ собраннымъ предлагалось и требовалось отъ нихъ,
чтобы они приносили жертву. Тѣ, которые отказывались отъ этого,
препровождались въ темницу, и тамъ, изысканными муками, ста¬
рались склонить ихъ къ отреченію. Податливымъ, со всякой пре¬
дусмотрительностью, предлагались всѣ пути; принимался всякій
видъ, которымъ они старались скрыть свое отреченіе отъ себя и
•отъ другихъ, только бы они отрекались. Достаточно было крупин¬
ки соли, крупинки благовонія, если только они принимали участіе
въ жертвоприношеніи. Тѣ, которые оставались твердыми, отчасти
подвергались мукамъ, а отчасти были казнены. Кровь текла рѣ¬
ками по всему государству. Насколько самъ Діоклитіанъ участвовалъ въ этомъ четвертомъ
эдиктѣ,—неясно. Хотя онъ былъ изданъ отъ его имени, но уже
къ самому времени его изданія императоръ лежалъ больнымъ. Онъ
былъ вообще человѣкъ разбитый душой и тѣломъ. Что сталось
съ его планами! Онъ стремился къ основанію государства, въ
которомъ царствовали бы миръ и согласіе, и, повидимому, уже
кавбы достигалъ своей цѣли. Когда онъ незадолго до роко¬
вой зимы съ 30.2 на 303 г. торжествовалъ свой тріумфъ, то во
всемъ государствѣ царилъ миръ, какъ этого не было уже въ те¬
ченіе цѣлыхъ десятилѣтій. И вотъ этотъ одинъ шагъ, который
юнъ сдѣлалъ вопреки своего собственнаго желанія и который сдѣ-