Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
748 ПЕРВЫЕ ДНИ 'ХРИСТІАНСТВА носить жертву богамъ и императору, то я бросаю палку и поясъ,
отказываюсь отъ знамени, и больше не солдатъ" 129). Долго Діоклитіанъ не приступалъ ни къ какимъ дальнѣйшимъ мѣ¬
рамъ, но языческая партія непрестанно побуждала его къ этому,
и она имѣла за себя послѣдовательность системы. Самъ по себѣ
и безъ подстрекательства со стороны Галерія Діоклитіанъ никогда
бы не сдѣлался гонителемъ христіанства; да и Галерію никогда
бы не удалось побудить его къ тому, если бы для этого не было
данныхъ въ политическомъ и въ личномъ религіозномъ состояніи
императора 48°). Императоръ уже старѣлъ; неужели его созданіе
должно остаться незаконченнымъ? А оно должно было дѣйстви¬
тельно оставаться незаконченнымъ, пока не сокрушена была сила
христіанства. Настало уже время, когда у Діоклитіана зарожда¬
лось рѣшеніе отречься отъ престола. Не будетъ ли этотъ мо¬
ментъ опаснымъ для всего созданія императора, если оно не бу¬
детъ прочно обосновано и въ религіозномъ отношеніи? Вѣдь кто
былъ его преемникомъ? Именно этотъ кесарь Галерій, фанатиче¬
скій врагъ христіанъ. Галерій въ то время достигъ положенія
августа, и ему предназначалось достоинство императора. Да и Га¬
лерія къ гоненію побуждала не просто личная ненависть. Вели¬
кимъ дѣломъ уничтоженія христіанской церкви онъ предполагалъ
упрочить и возвысить свое императорство. Тогда онъ будетъ воз¬
становителемъ государства, и его владычество сдѣлается прочнымъ. Зимой съ 302 на 303 годъ Галерій прибылъ въ Никодимію.
Діоклитіанъ болѣлъ, силы его ослабѣвали. Въ немъ сдѣлалась за¬
мѣтною извѣстная нерѣшительность, какой не замѣчалось раньше.
Языческая партія могла осуществить свои планы теперь или ни¬
когда. Совершенно незамѣтно, въ тайныхъ собраніяхъ, партія не¬
устанно работала для того, чтобы добиться у императора призна¬
нія своей цѣли. Послѣдній уступилъ настолько, что дѣло это рѣ¬
шилъ предложить совѣту высшихъ военныхъ чиновъ и государ¬
ственныхъ сановниковъ. Это уже рѣшало все въ пользу языческой
пар’гіи. Въ совѣтѣ, рядомъ съ Галеріемъ, позади котораго стояла,
съ науськиваніемъ и поощреніемъ, его мать, Ромула, фанатиче¬
ская язычница, сидѣлъ также и Іероклъ, намѣстникъ Виѳиніи,
главный защитникъ неоплатониковъ, религіозный ревнитель, кото¬
рый думалъ оказать услугу своему богу, если онъ силою приве¬
детъ къ разуму упорныхъ нарушителей мира—христіанъ 18'). Діок¬
литіанъ все еще колебался, но становился все болѣе безпомощ¬
нымъ. Онъ не въ состояніи былъ оказать противодѣйствіе безза¬
стѣнчиво настойчивому фанатизму Галерія, находившемуся въ союзѣ
съ ловкою изворотливостью Іерокла. Онъ порѣшилъ наконецъ,
вмѣсто людей, попросить совѣта боговъ. Но касательно того, ка-