Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РѢШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА. 747, вамъ церкви, и увлекающіяся общины тотчасъ смирятся >и вся
масса народа мирно перейдетъ въ неоплатоническую государствен¬
ную церковь. Особеннымъ защитникомъ этихъ взглядовъ былъ на¬
мѣстникъ Виѳиніи, Іероклъ, который не только заявлялъ эти
взгляды при дворѣ императора, но и литературно развивалъ ихъ,
причемъ обращался къ христіанамъ съ „любящимъ истину сло¬
вомъ* , которымъ, въ интересѣ мира, хотѣлъ склонить послѣднихъ
въ свою пользу, хотя въ сущности навлекалъ на нихъ кровавое го¬
неніе ,27). Если они не внимали такимъ словамъ мира, то тѣмъ
скорѣе можно было обвинить ихъ предъ императоромъ какъ упор¬
ныхъ нарушителей мира. Главой этой, уже давно въ тишинѣ ярившейся, партіи былъ
кесарь Галерій. Послѣдній достигъ престола своими военными да¬
рованіями, поднявшись изъ пастушескаго состоянія; но будучи че¬
ловѣкомъ суровой натуры, выросши въ слѣпомъ языческомъ суе¬
вѣріи, онъ, въ сравненіи съ Діоклитіаномъ, не обладалъ тѣмъ тон¬
кимъ государственнымъ смысломъ, какимъ отличался императоръ,
и въ отличіе отъ Діоклитіана, въ высшей степени былъ тѣмъ, что
можно назвать изувѣромъ язычества. Сначала партія эта напрасно ухаживала за императоромъ, ста¬
раясь побудить его къ гоненію на христіанъ, Діоклитіанъ слишкомъ
хорошо зналъ могущество христіанъ, слишкомъ ясно видѣлъ, какая
опасность отъ такого шага угрожала его созданію. Тѣмъ, которые,
настаивали на насильственныхъ мѣрахъ, онъ обыкновенно выстав¬
лялъ на видъ, что уже и раньше часто дѣлались попытки по¬
давить церковь, но, не смотря на страшныя кровопролитія, дѣло
оканчивалось, полной неудачей. Туже неудачу можетъ потерпѣть
это дѣло и теперь, и только- повергнетъ государство въ безпокой¬
ство и смятеніе 1г8). Тѣмъ не менѣе Галерію удалось добиться по
крайней мѣрѣ очищенія войска, какъ подготовительной мѣры. Уже
въ 295 г. былъ изданъ приказъ, чтобы всѣ воины принимали уча¬
стіе въ жертвоприношеніяхъ. Многіе предпочли отказаться отъ сво¬
ихъ воинскихъ достоинствъ; высшіе и нисшіе чины оставляли воен¬
ную службу, чтобы только остаться вѣрными своей религіи. По
мѣстамъ дѣло доходило уже до суда и казней. Въ Тангерѣ былъ
осужденъ на смерть одинъ сотникъ, по имени Марцеллъ, за то,
что онъ, узнавъ о повелѣніи приносить жертву, бросилъ свою
палку и поясъ, служившіе знакомъ его военнаго чина, и восклик¬
нулъ: „съ этого момента я перестаю служить вашимъ императо¬
рамъ. Я съ презрѣніемъ отказываюсь покланяться вашимъ дере¬
вяннымъ и каменнымъ богамъ, которые только нѣмые идолы. Если
съ .военнымъ состояніемъ необходимо связывается обязанность црит