Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
746 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. не ясно сознавалъ это. Онъ терпѣлъ христіанъ, не только въ войскѣ,
но и въ правительственныхъ должностяхъ, самъ былъ окруженъ
христіанами, которые при его дворѣ занимали высокія ноложенія.
Имъ, какъ людямъ, которыхъ онъ находилъ наиболѣе преданными
и вѣрными, онъ будто бы въ особенности довѣрялъ свою жизнь 125).
Новая вѣра уже проникла и въ его собственный домъ, въ его
собственное семейство. Его жена, Приска, и его дочь, Валерія,
несчастная жена Галерія, стояли во всякомъ случаѣ очень близко
къ церкви 126). Но при его дворѣ была партія, которая довольно
ясно и съ полною послѣдовательностью стремилась къ своей
цѣли: къ уничтоженію христіанства. Еъ ней принадлежали прежде
всего языческіе жрецы, которые такъ и жили во дворцѣ импера¬
тора; они боролись за свое собственное вліяніе. Если удастся на
продолжительное время укрѣпить Діоклитіанову систему управле¬
нія, то этимъ самымъ укрѣпится и ихъ господство; такъ какъ
при каждомъ правительственномъ дѣлѣ рѣшенія предпринимались
по предзнаменованіямъ и оракуламъ, то въ дѣйствительности управ¬
леніе находилось въ рукахъ тѣхъ, которые указывали эти пред¬
знаменованія и давали оракулы. Затѣмъ, къ этой партіи принад¬
лежали видные государственные люди, ученые и философы. Не¬
оплатонизмъ былъ теперь господствующей философіей, и если у
Плотина противоположность съ христіанствомъ была еще болѣе
скрытая, то у его послѣдователей открыто выступила непримири¬
мая вражда по отношенію къ нему. Поклоненіе высочайшему
Богу они еще могли допускать для христіанъ, но только подъ
условіемъ, чтобы они покланялись также и нисшимъ богамъ. Если
они не дѣлаютъ этОго, то очевидно это упорство и своенравіе,
а это упорство во что бы то ни стало надо сломить. Приэтомъ
выставлялось на видъ то, что въ сущности не предпринимается
ничего другаго, кромѣ какъ возвращенія христіанства къ его перво¬
начальной чистотѣ. Вѣдь христіанство Христа, говорили неоплато¬
ники, было совершенно инымъ, чѣмъ какимъ оно сдѣлалось теперь.
Христосъ, будто бы, не выдавалъ Себя за Бога, а выступалъ
только какъ мудрый учитель, отнюдь также не враждебный на¬
роднымъ религіямъ. Только апостолы сдѣлали Его Богомъ. Если
языческія народныя религіи преобразовать по неоплатоническимъ
идеямъ и христіанство возвратить къ его первоначальному состоя¬
нію, то собственно не останется и никакой противоположности
между ними. Въ гармоническомъ единствѣ всѣ народы государства
будутъ почитать единаго высочайшаго Бога и ниже Его соподчи¬
ненныхъ Ему народныхъ боговъ. Столь необходимое для государ¬
ства единство, единство религіозное будетъ такимъ образомъ
легко возстановлено. Стоитъ только построже отнестись къ гла¬