Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РѢШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА, 745 нѣкоторые христіане. Когда жертва была принесена, эти послѣд¬
ніе ознаменовали себя, какъ у нихъ было въ обычаѣ, знаменіемъ
креста, чтобы тѣмъ самымъ отказаться отъ участія въ идолослуже-
ніи. Къ ужасу верховнаго жреца, Тагиса, предполагавшіеся при¬
знаки не показались во внутренностяхъ жертвеннаго животнаго.
Онъ приказалъ повторить жертву, и такъ какъ и на этотъ разъ
признаковъ не было, то онъ вскричалъ: „боги отказываются
являться при этомъ жертвоприношеніи, такъ какъ тутъ находятся
непосвященные люди и препятствуютъ откровенію ненавистнымъ
для боговъ знаменіемъ". Тогда Діоклитіанъ рѣшился начать пре¬
слѣдованіе противъ христіанъ. Вѣренъ .ли этотъ разсказъ или
нѣтъ, онъ во всякомъ случаѣ мѣтко характеризуетъ положеніе
вещей. Въ дѣйствительности такъ именно и было,. какъ заявилъ
Тагисъ. Христіанство своимъ крестнымъ знаменіемъ лишало язы¬
чество всякой силы. По отношенію къ численности христіане все еще составляли
незначительное меньшинство. Обыкновенно принимаютъ, что на
востокѣ христіане составляли V12, а на западѣ V15 всего насе¬
ленія. Быть можетъ даже и это опредѣленіе слишкомъ высоко:
Но два обстоятельства давали и этому меньшинству уже великое
значеніе. Прежде всего ни одинъ изъ отдѣльныхъ культовъ много¬
раздѣленнаго язычества не имѣлъ столькихъ приверженцевъ, какъ
культъ Христа Бога. Предъ раздробленнымъ язычествомъ христіане
составляли крѣпко сплоченную массу; церковь была компактнымъ,
крѣпко сложеннымъ зданіемъ. Затѣмъ христіане обыкновенно
скучивались въ городахъ. Въ то время какъ сельское населеніе
почти всецѣло было предано язычеству, въ Антіохіи, напримѣръ,
христіанская община состояла уже изъ 50,000 душъ. Но главнѣе
всего было то, что они уже составляли внутренно господствующую
силу. У нихъ было слово живаго Бога, у нихъ дѣйствовали новыя
жизненныя силы, и если при быстромъ возрастаніи общинъ уже успѣли
проникать въ нихъ и нечистые элементы, то всетаки какая противо¬
положность была между этими общинами съ ихъ увѣренностью
въ вѣрѣ, съ ихъ ревностью къ дѣламъ любви, съ ихъ украше¬
ніемъ христіанскими добродѣтелями, съ ихъ серьезной нравственной
дисциплиной, и языческимъ міромъ—съ его тьмою, суевѣріемъ и
его непоправимымъ паденіемъ. Язычники не могли устраниться
отъ заключавшагося въ этомъ фактѣ свидѣтельства противъ нихъ.
Вѣра въ ихъ собственныхъ боговъ, чрезъ возвѣщеніе истиннаго
Бога,, была смертельно поколеблена въ нихъ, и новое усиленіе
язычества было невозможно, пока не устраненъ былъ этотъ
страшный гнетъ по отношенію къ нему христіанства. ■ Самъ Діоклитіанъ повидимому, по крайней мѣрѣ въ началѣ,- \'Г.