Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
нужный балластъ, а съ другой — хотѣлъ удержать одну часть
этого древняго порядка и именно основу всего зданія, древнюю
религію. Но развѣ она составляла исключеніе изъ общаго паде¬
нія, развѣ она оставалась все еще здоровою частью жизни въ то
время, какъ все было поражено неизлечимымъ недугомъ? Напро¬
тивъ, и она также находилась въ процессѣ умиранія, и умираніе
ея въ извѣстномъ смыслѣ было глубочайшей причиной общаго па¬
денія. Какимъ же образомъ она могла лечь въ основу новаго
зданія. Правда, жрецы и неоплатоническіе философы много тол¬
ковали ему о возрожденіи старой религіи; но ошибка этого, вообще
столь проницательнаго, государственнаго мужа и состояла въ томъ,
что онъ возстановленное язычество, съ его фанатическими жрецами и
неоплатониками считалъ именно за новоожившее, и думалъ, что на
немъ можно основать новое зданіе, между тѣмъ какъ язычество
представляло собою лишь мнимо-оживленный призракъ, и само
приближаясь къ неминуемой смерти, вмѣстѣ съ тѣмъ должно было
повлечь за собою къ неминуемой гибели и всю разумно состав¬
ленную систему императора. Ошибку эту исправилъ уже импера¬
торъ Константинъ Великій, и онъ въ “извѣстномъ смыслѣ завер¬
шилъ дѣло Діоклитіана, отказавшись наконецъ отъ того, что еще
удерживалъ Діоклитіанъ изъ области древне-римскаго государства,
именно отъ древней религіи, и новому государству, которое полити¬
чески началось уже съ Діоклитіана, далъ въ христіанствѣ и новую
религіозную основу. Но здѣсь именно заключается и пунктъ, съ котораго импера¬
торъ, ѵоіепз-поіепв, долженъ былъ придти къ преслѣдованію хри¬
стіанства. Можно ли ему было осуществить свой планъ, пока
существовало христіанство и церковь? Таковъ былъ вопросъ, ко¬
торый сначала повидимому не представлялся Діоклитіану, но
который тѣмъ не менѣе стоялъ на пути ему, и тѣмъ неизбѣжнѣе
долженъ былъ представиться ему, чѣмъ дальше шло осуществле¬
ніе плановъ императора. Цѣлью его было дать новое обезпеченіе
для государственнаго единства. Но христіане составляли элементъ,
который не подходилъ къ этому государству, какъ оно предно¬
силось Діоклитіану, и, подобно все болѣе и глубже проникающему
клину, угрожалъ разрушить это единство. Реставрированное язы¬
чество должно было имѣть, такъ сказать, свою собственную замазку,
которая сдерживала бы государство, но это реставрированное
язычество не могло получить силы, пока существовало христіан¬
ство. Существуемъ разсказъ 1М), что однажды въ присутствіи
императора должна была совершиться торжественная жертва, чтобы
посредствомъ наблюденія надъ внутренностями узнать будущее.
Вокругъ императора стояли придворные сановники, и между ними и,