Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РѢШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА. /■ I Ч .1' 1 тины. Для довершенія этого торжества, она конечно должна
еще разъ подвергнуться огненной пещи гоненія. Язычество : ещё
не истощило своихъ силъ и еще не испробовало всѣхъ, средствъ.
Предстояло совершиться еще одному страшному гоненію, ’ истЬ-
щившему всѣ силы язычества, прежде чѣмъ разсвѣлъ день торжества
христіанства. Предсказывая Своимъ ученикамъ о предстоящихъ церкви гоне¬
ніяхъ, Спаситель выставлялъ ихъ какъ нѣчто необходимое. „И будете,
говорилъ Онъ, ненавидимы всѣми за имя Мое“ (Матѳ, х, 22); и
основу этой ненависти Онъ затѣмъ открываетъ въ слѣдующихъ сло¬
вахъ: „если бы вы были отъ міра, то міръ любилъ бы свое: а какъ вы
не отъ міра, но Я избралъ васъ отъ міра: потому ненавидитъ васъ
міръ® (Іоан, ху, 19). Такимъ образомъ гоненіе усиливалось съ вну¬
треннею необходимостью, пока оно въ послѣднемъ своемъ напря¬
женіи, въ царствованіе Діоклитіана, не достигло своей вершины, а
вмѣстѣ съ тѣмъ и конца. Этотъ постепенно возрастающій ходъ
гоненія довольно легко видѣть. Во время Неронова гоненія про¬
тивъ христіанъ свирѣпствуетъ общая слѣпая ненависть, которая
даже не знаетъ ихъ. Со времени Траяна ненависть эта облекается
въ формы нрава. Лозунгомъ этого времени служитъ: поп Іісеі езае
ѵоз!—„вы не имѣете права на существованіе®. Со времени Деція
гоненіе сдѣлалось государственнымъ правиломъ. Въ политическую
систему императоровъ, которые хотѣли опять возстановить древ¬
ній Римъ, входило уничтоженіе церкви. Но въ то время какъ прежде
политическіе мотивы еще преобладали надъ религіозными, теперь,
въ царствованіе Діоклитіана, полное преобладаніе получили послѣдніе.
Въ гоненію, котораго онъ съ охотою избѣгъ бы какъ государствён-
ный мужъ, его побудили языческіе жрецы и языческіе философы, и
орудіемъ для нихъ приэтомъ служило суевѣріе императора. Яз|і>- Я,Ы». ■ческій фанатизмъ теперь беззастѣнчиво и открыто выступилъ про- ?0 •его' тивъ христіанства, и слово Спасителя, которымъ Онъ характерй-
-зовалъ высшую ступень гоненія: „убивающій васъ будетъ думать,;
что онъ совершаетъ служеніе Богу“, исполнилось теперь у языч¬
никовъ также, какъ раньше и. у іудеевъ. Отсюда и гоненіе это
-было самымъ жестокимъ. Но вмѣстѣ съ тѣмъ язычество и исто¬
щило свои силы, чтобы затѣмъ распасться само собою. Оно уже
ничего не могло выставить противъ христіанства, и такъ какъ по¬
слѣднее вынесло все, то и осталось побѣдителемъ, и скоро должно
было занять мѣсто язычества въ качествѣ религіи государственной. Отсюда уже само собою видно, что Діоклитіаново гоненіе мы
не нйходимъ ётодь ’ загадочнымъ и непонятнымъ, какимъ находили,
лнЙвѣйщее время, прибѣгавшіе для развѣй "
тли? штмцц/загадрчцосуя ко, всевозможнымъ предположу й і ' ’V ѵ ’ѵ' *ѵ'« :*у .$« 43і*4