Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РѢШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА. долженъ былъ совершать съ полнымъ сознаніемъ. Тутъ не
и слѣда прозелитничанья и всѣхъ тѣхъ искусствъ, къ которымъ!/
обыкновенно прибѣгаютъ различные малолросвѣщенные миссіонерый
Первое свободное заявленіе, дававшее язычнику право нрисутствѳ-г.
вать при проповѣди, было только предварительнымъ. Возвращеніе
назадъ ему оставалось открытымъ, и его еще не привязывали въ*
церкви никакія такія связи, которыхъ онъ не могъ бы порвать'
во всякое время. Ему давалась только возможность ближе узнать
церковь, ея вѣру и ея жизнь. Когда онъ уже настолько ознако¬
мился съ дѣломъ, что ясно зналъ, что хотѣлъ дѣлать, тогда только
виервые онъ сообщалъ свое имя и этимъ рѣшалъ свою судьбу. Но
хотя церковь оставляла его на полной свободѣ, онъ всетаки ста¬
новился уже подъ ея руководство и ея попеченіе, именно под¬
вергался ея молитвенному вліянію и душевному попеченію, кото¬
рое въ то время имѣло даже бблынее значеніе, чѣмъ наставленіе
въ собственномъ смыслѣ. Во всемъ этомъ обнаруживается чудесная педагогическая му¬
дрость церкви. Свою воспитательную задачу въ отношеніи языч¬
никовъ она совершала съ великою обдуманностью и мудростью,
и этой именно мудрости она обязана была тѣмъ, что времена
покоя для нея не были болѣе опасными, чѣмъ времена гоненія,
и дружба міра не болѣе повредила ей, чѣмъ вражда міра. Если
она и не могла вполнѣ воспрепятствовать привнесенію въ себя не¬
чистыхъ элементовъ и по мѣрѣ того, какъ становилась народною
церковью, все болѣе уподоблялась полю, на которомъ рядомъ съ
пшеницей растутъ и плевелы, то всетаки она достигла того, что
и массовое вступленіе въ нее не лишило ее той степени чистоты
и силы, которыя нужны были ей для того, чтобы выдержать по¬
слѣднюю тягчайшую борьбу. Другую сторону воспитательнаго труда церкви мы видимъ въ
апологетической литературѣ. Съ начатками ея мы уже имѣли слу¬
чай познакомиться выше. Во время борьбы третьяго столѣтія она_
развилась еще богаче. Подвергаясь теперь литературнымъ напа
деніямъ враждебныхъ ей риторовъ и философовъ, церковь должна
была защищать себя также литературнымъ путемъ, и она имени0
дѣлала это. Нѣкоторые изъ величайшихъ апологетовъ относятся къ
этой .именно эпохѣ, и прежде всѣхъ Оригенъ и Тертулліанъ. О
обдуманнымъ спокойствіемъ, съ широкою ученостью, Оригенъ отра--
жалъ издѣвательства язычниковъ, выставлялъ ничтожество языче¬
ства и повсюду * старался отыскать нить для перехода къ христіан¬
ству. Тертулліанъ съ .другой стороны выступилъ въ защиту дѣла
христіанства съ.; ©ружірмъ глубокой проницательности и бияуйл».,
щаго остроумія, и^дѣцезъовалъ въ этомъ отношеніи,съ пламенной' 47 ' ?>>' • . ■ ■ ъ ! ■і, -у!