Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
время приготовленія. Взглянемъ на этотъ путь отъ перваго шага
до полнаго принятія въ общину. Когда въ язычникѣ пробуждалось желаніе сдѣлаться христіа¬
ниномъ, то онъ открывалъ о своемъ желаніи кому нибудь уже
изъ принадлежавшихъ въ общинѣ, и этотъ послѣдній приводилъ,
его къ епископу или къ какому либо пресвитеру для испытанія
его настроенія. Здѣсь онъ получалъ совершенно простое, совра¬
щенное наставленіе, и если оставался при своемъ желаніи, то
чрезъ простой обрядъ принимался въ число оглашенныхъ. Это да¬
вало ему право, а вмѣстѣ съ тѣмъ и возлагало на него обязан¬
ность, присутствовать при богослуженіи и проповѣди. „Иди въ
храмъ Божій, оставь идоловъ! “ говорили ему. Отсюда всту¬
пившіе въ эту первую степень приготовленія назывались „слуша¬
телями". Если онъ, благодаря этомѵ, съ достаточнымъ прилежа¬
ніемъ изучалъ христіанство, то спустя нѣкоторое время допускался
во второму разряду оглашенныхъ, именно къ „молящимся" или
„колѣнопреклоненнымъ*. Признакомъ этой ступени было участіе
въ общественной молитвѣ. Въ то время какъ „слушатели" послѣ
проповѣди отпускались изъ церкви вмѣстѣ съ невѣрующими, „мо¬
лящіеся" могли вмѣстѣ съ христіанами возносить и ту молитву,
которую община возносила Богу въ каждый воскресный день за
укрѣпленіе себя въ христіанскомъ состояніи. Тѣ изъ оглашен¬
ныхъ, которые послѣ времени своего приготовленія оказыва¬
лись достойными того, должны были еще разъ настойчиво вы¬
разить желаніе о крещеніи и сообщить свои имена. Этимъ они
вступали на высшую степень оглашенія, становились „желающими",
въ собственномъ смыслѣ кандидатами на крещеніе. Теперь впер-
вые начиналось формальное катехизическое наставленіе, которое
въ виду того, что крещеніе обыкновенно откладывалось до Пасхи,
падало на время Великаго поста. Теперь они впервые вводились
и во всѣ тайны христіанской вѣры, именно допускались къ свя¬
тынѣ таинствъ, которая раньше была тщательно скрываема отъ
нихъ, и заключеніемъ наставленія было сообщеніе имъ символа
вѣры, отличительнаго знаменія христіанъ, и молитвы Гоеподней,
какъ молитвы чадъ Божіихъ. Затѣмъ съ чтеніемъ ХЬІ псалма:
„какъ лань желаетъ къ свѣжей водѣ, такъ желаетъ душа моя къ
Тебѣ, Боже!" приступали къ крещенію. Этимъ продолжительнымъ временемъ приготовленія церковь
достигала двухъ цѣлей. Прежде всего она достигала этимъ возможно
болѣе основательнаго испытанія тѣхъ, которые изъявляли желаніе
вступить въ церковь, а затѣмъ (и это не менѣе важно) удостовѣ¬
ренія въ полной свободѣ рѣшенія вступающихъ. Всякій, прихо¬
дившій въ нее, долженъ былъ приходить свободно и каждый шагъ