Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РѢШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА. •735 женія и отъ насмѣшекъ и издѣвательствъ надъ нимъ со стороны
вторгающихся въ собранія христіанскихъ общинъ язычниковъ.
Вмѣстѣ съ тѣмъ этимъ, по возможности, устранялся и поводъ въ
гоненіямъ. Къ этому же времени относятся и первые начатки
вполнѣ упорядоченнаго оглашенія. Къ этому принуждало самое
положеніе христіанъ. Съ тѣми, которые добивались вступленія .въ
общину, нужно было быть вдвойнѣ осторожными. Никто не зналъ,
можно ли было довѣрять имъ, и не скрывался ли подъ предло¬
гомъ желанія сдѣлаться христіаниномъ какой либо врагъ и пре¬
датель. Съ другой стороны теперь ощущалась нужда въ приго¬
товленіи, которое для лицъ, приближавшихся въ церкви, раньше
состояло въ присутствіи при извѣстныхъ частяхъ богослуженія,
такъ какъ теперь богослуженія вообще были закрыты для всѣхъ,
кромѣ собственно членовъ общины. Настоятельною сдѣлалась по¬
требность какимъ нибудь образомъ упорядочить переходъ изъ пол¬
наго язычества къ полному членству въ церкви. Это достигнуто
было тѣмъ, что оглашенные, еще не принимая участія въ бого¬
служеніи, теперь получали уже правильное наставленіе, и затѣмъ,
совершивъ отреченіе отъ язычества и принявъ обѣтъ христіанскій,
уже допускались къ общественному богослуженію, т. е. къ той
его части, которая состояла изъ проповѣди и молитвъ. Такимъ
образомъ проповѣдь тогда восполняла уже полученное ими настав¬
леніе, и отсюда всякій оглашенный уже сравнительно скоро пе¬
реходилъ къ крещенію. Время покоя послѣ гоненія влекло за собою новую опасность,
которая, въ извѣстномъ смыслѣ, для жизни церкви угрожала больше,
чѣмъ самое гоненіе. Вступленія въ церковь добивалось множество
язычниковъ. Очень понятно, что эти массы могли привнести съ
собою въ церковь и различные негодные элементы. Уже самое
прекращеніе борьбы имѣло въ себѣ нѣчто ослабляющее. Церковь
поэтому никоимъ образомъ не могла теперь открывать своего свя¬
тилища для всѣхъ безъ испытанія. Съ другой стороны она должна
была и радоваться тому, что къ ней приходили язычники, и не
могла закрывать отъ нихъ входа. Изъ этого затрудненія церковь
вышла съ великою педагогическою мудростью. Святыню таин¬
ства евхаристіи она покрывала еще болѣе глубокою тайною, и,
широко открывая двери для всѣхъ, въ тоже время построила,
такъ сказать, длинный ходъ отъ преддверія къ внутреннему свя¬
тилищу. Этотъ ходъ и представлялъ собою теперь совершенно уже
выработанную систему оглашенія. Проповѣдническое богослуженіе
теперь опять было открыто для всѣхъ, даже и для язычниковъ,
но прежде чѣмъ принять таинство, они должны были пережилъ
долгое, тщательно упорядоченное, на многія степени раздѣлявшееся,