Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
734’ ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. какъ глубоковнутренній, настолько скрывается отъ нашихъ
глазъ, что мы не въ состояніи прослѣдить за нимъ шагъ за ша¬
гомъ, открыть его пути и опредѣлить, насколько онъ подвинулся
въ то или другое время; но въ величественную воспитательную
работу церкви, составляющую подготовленіе къ нему, мы можемъ
всетаки проникнуть своимъ взглядомъ, и это тѣмъ удобнѣе сдѣ¬
лать именно въ этомъ мѣстѣ, такъ какъ торжество церкви въ
послѣдней рѣшительной борьбѣ можно оцѣнить и понять только
изъ этой приготовительной работы, тѣмъ болѣе, что торжество это
не было простою счастливою случайностью и имѣло болѣе глубо¬
кія основы, чѣмъ случайная комбинація благопріятныхъ обстоя¬
тельствъ. Вслѣдствіе этого именно и Богъ даровалъ церкви предъ
послѣднею жесточайшею борьбою еще значительное время покоя.
Трудъ ея среди язычниковъ долженъ былъ подвинуться настолько,
чтобы и самое сильное напряженіе враговъ не могло уже болѣе
разрушить плодовъ его. Особыхъ учрежденій для введенія язычниковъ въ церковь
неизвѣстно было въ древности. Ея богослуженія, особенно въ
той части, которая состояла изъ проповѣди и молитвъ, были
открыты и язычникамъ, и для нихъ закрыто было лишь участіе
въ связанномъ съ вечерями любви совершеніи евхаристіи, къ ко¬
торой, какъ къ наивысшей святыни, имѣли доступъ только лица,
принявшія крещеніе и окончательно присоединившіяся въ общинѣ.
Такимъ образомъ и самыя богослуженія христіанъ, вмѣстѣ съ
миссіонерскою проповѣдью, дѣйствовали на языческій міръ про¬
свѣщающимъ образомъ, и если на кого они оказывали особенное
.вліяніе, то онъ обращался къ какому либо предстоятелю или къ
какому нибудь выдающемуся члену общины для дальнѣйшаго на¬
зиданія. Такимъ образомъ язычники достигали болѣе точнаго зна¬
нія о христіанствѣ, и .въ большинствѣ скоро вступали, чрезъ
крещеніе, въ дѣйствительное членство общины. Все это имѣло
болѣе частный характеръ. Гдѣ только какой либо христіанинъ
обладалъ особенными дарами для наставленія, онъ собиралъ во¬
кругъ себя прозелитовъ, но въ собственномъ смыслѣ установлен¬
наго катихизическаго наставленія въ вѣрѣ еще не было. Иначе стало во времена гоненія. Доселѣ отдѣленная отъ проста-
го проповѣдническаго богослуженія и совершавшаяся вечерями,
евхаристія была теперь, съ цѣлью между прочимъ избѣжать на¬
рушенія законовъ противъ тайныхъ сообществъ, связана съ осталь¬
нымъ богослуженіемъ, но но обстоятельствамъ времени всетаки при¬
ходилось закрывать его для язычниковъ. Церковь, чтобы невозбранно
служить, своему Богу, должна была удаляться отъ міра. Этимъ
между прочимъ она избавлялась отъ нарушенія своего богослу-