Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тзг ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. нятіемъ ихъ. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ дѣло дошло по этому по¬
воду ие только до гнѣвныхъ столкновеній, но и до продолжительныхъ
раздѣленій. Болѣе строгіе отдѣлялись отъ болѣе мягкихъ и составляли
отдѣльныя общины, провозглашавшія себя исключительно чистыми. Церковь въ этомъ трудномъ положеніи старалась идти здоро¬
вымъ среднимъ путемъ. Она не могла закрыть пути возвраще¬
нія для всѣхъ падшихъ. На нихъ она не смотрѣла какъ на та¬
кихъ, до которыхъ ей больше не было уже никакого дѣла, но
заботливо пеклась о нихъ, чтобы возвратить ихъ въ искреннему
покаянію. Но совершенно разумно она откладывала принятіе ихъ
до времени послѣ гоненія. Если кто не могъ ждать такъ долго,
тому открытъ былъ путь еще впослѣдствіи исповѣдать христіан¬
ство и пострадать за него, такъ какъ церковь всегда считала
тѣхъ, которые дѣлали это, совершенно принятыми опять въ ея
общеніе. Дѣла этого нельзя было рѣшить въ безпокойное время
гоненія. Требовалось подробное испытаніе (и это было мудрое
правило), чтобы всякое дѣло рѣшить по разсмотрѣніи относящихся
въ нему обстоятельствъ. Иначе очевидно нужно было относиться
къ тѣмъ, которые ослабѣли лишь подъ гнетомъ жесточайшихъ пы¬
токъ, чѣмъ въ тѣмъ, которые приносили жертвы идоламъ совер¬
шенно добровольно; иначе къ тѣмъ, которые дѣйствительно при¬
носили жертву, чѣмъ къ тѣмъ, которые, поддавшись злому заблуж¬
денію, думали всетави предохранить себя отъ гоненія покупкой
вида на жертвоприношеніе. Такъ, для всякаго отдѣльнаго лица,
по мѣрѣ его виновности, назначено было время испытанія, въ те¬
ченіе котораго онъ долженъ былъ доказать искренность своего по¬
каянія, и только по истеченій его они опять были принимаемы
въ общеніе съ церковью, одни раньше, другіе позже, а тѣ, ко¬
торые погрѣшили наиболѣе, только на своемъ смертномъ одрѣ.
Строгіе и снисходительные дѣйствовали вмѣстѣ для возстановле¬
нія причиненнаго гоненіемъ вреда и для постепеннаго возстанов¬
ленія въ общинахъ существующаго порядка. Къ церкви, какою она была послѣ этого гоненія, можно
примѣнить еще и другой образъ. Она была подобна нивѣ послѣ
громовой бури. Иной стебель сломленъ, и иной волосъ отбитъ,,
вода по мѣстамъ прорыла глубокія борозды, но буря вмѣстѣ съ
тѣмъ очистила воздухъ, и дождь оплодотворилъ землю, и если
теперь опять настанетъ тишина и опять проблеснетъ солнце, то
все станетъ рости тѣмъ бодрѣе и свѣжѣе. Такъ и въ церкви послѣ
гоненія слѣдовало время новаго, тѣмъ болѣе успѣшнаго возраста¬
нія. Многіе нечистые элементы были выдѣлены изъ нея, слово
Божіе показало свою силу, свидѣтельство кровавыхъ исповѣдни¬
ковъ затронуло сердца. Повсюду число вѣрующихъ увеличивалось.