Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВСЕОБЩІЯ ГОНЕНІЯ ОТЪ МАРКА АВРЕЛІЯ ДО ГАЛЛ1ЕНА. 731 новить разрушенное и исправить порчу. Во время гоненій дер*
ковь не осталась безъ потрясенія и ущерба, и отголоски были
часто еще болѣе печальными, чѣмъ самая буря. Такія времена про¬
буждали въ церкви новыя силы, но въ тоже время приносили -съ
собою великія опасности. Жизнь общинъ выходила изъ своей спо¬
койной колеи, и съ извѣстною односторонностью всѣ силы направ¬
лялись на одинъ пунктъ. Тѣ, которые мужественно выдержали во
время гоненія, исповѣдники, томившіеся въ темницѣ, люди, кото¬
рые еще могли показывать раны и шрамы отъ своихъ пытокъ,,
теперь получали преобладающее значеніе. Изъ нихъ образовыва¬
лась особаго рода церковная аристократія. Какъ ни серьезно и
ни настойчиво истинные учители предостерегали отъ высокомѣрія,
всетаки было слишкомъ естественно, что нѣкоторые изъ высоко¬
чтимыхъ исповѣдниковъ не могли противостоять искушенію зло¬
употребить своимъ почетнымъ положеніемъ въ общинѣ для раз¬
ныхъ произвольныхъ вторженій въ существующій порядокъ 11 °).
Это было тѣмъ опаснѣе, что въ нѣкоторыхъ мѣстахъ порядки эти
уже сильно пострадали во время бѣдствій, и церковь теперь стояла
предъ лицемъ вообще труднаго вопроса, какъ ей поступать съ от-
падшими во время гоненія. Ихъ было много и различнаго рода:
такіе, которые приносили жертву добровольно; такіе, которые при¬
нуждены были къ этому пыткою, и такіе, которые покупали видъ,
или подкупомъ добивались внесенія ихъ именъ въ списки. Испо¬
вѣдники произвольно вмѣшивались въ это дѣло; они давали мно¬
гимъ падшимъ, которые просили о томъ, свидѣтельство мира, на
основаніи котораго эти теперь требовали опять своего принятія
въ общину, и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ онн были опять допускаемы
къ евхаристіи безъ покаянія и безъ исповѣданія “'). Они не огра¬
ничивались раздачею видовъ отдѣльнымъ опредѣленнымъ лицамъ,
но давали ихъ совершенно неопредѣленно для множества лицъ |12);
вмѣшивались даже въ дѣла другихъ общинъ. Римлянинъ Целе-
ринъ просилъ одного карѳагенскаго исповѣдника о подобномъ видѣ
для своихъ двухъ отпадшихъ сестеръ 113). Нѣкоторые выступали
даже съ притязаніемъ на то, что отъ того или другаго мученика,
передъ его смертію, они получили порученіе давать миръ всѣмъ, ко-,
торые только попросятъ о немъ. По отношенію такому злоупотребле¬
нію, нѣкоторые серьезные христіане требовали особенной строгости.
Имъ казалось непристойнымъ, чтобы падшіе такъ легко опять, до¬
бивались пріема и слѣдовательно совершенно сравнивались съ
тѣми, которые оставались твердыми въ вѣрѣ. О принятіи опять
отпадшихъ вообще они ничего не хотѣли знать. Тѣхъ, которые?- отреклись отъ Господа, по. ихъ мнѣнію, нужно было предоставирйА
милости Божіей, но церковь не должна была чернить себя^щщ©?