Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
730 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. единственный мученикъ въ Карѳагенѣ. Кромѣ него умерли многіе
пресвитеры и діаконы. Когда одного изъ нихъ, по имени Мон¬
тана, вели на смерть, онъ разорвалъ пополамъ платокъ, кото¬
рымъ нужно было завязать ему глаза, и просилъ одну половину
отдать его другу и сопресвитеру Флавіану, который скоро долженъ
былъ послѣдовать за нимъ. Немного дней спустя, на томъ же
самомъ мѣстѣ, другою половиною платка завязывали глаза Фла¬
віану, и онъ также получилъ смертельный ударъ. Въ Египтѣ, Испаніи и другихъ странахъ государства также
было много мучениковъ, большею частью епископовъ и пресвите¬
ровъ. Но и самыя общины не оставались въ покоѣ. На ихъ бо¬
гослужебныя собранія дѣлались нападенія, церкви и кладбища у
нихъ отнимались. Въ Римѣ язычники напали на одну христіан¬
скую толпу, которая въ катакомбѣ совершала богослуженіе, и за¬
муравила входъ въ нее, такъ что христіане въ этой катакомбѣ по¬
гибли 10Т). Въ Африкѣ цѣлая толпа христіанъ брошена была въ
печь для обжиганія извести, гдѣ и сгорѣла. Преслѣдованіе это однакоже столь же мало достигло цѣли, какъ
и предыдущія. Въ 260 г. Валеріанъ во время одного похода по¬
палъ въ плѣнъ, и съ концемъ его царствованія закончилось и го¬
неніе. Его преемникъ, Галліенъ, приказалъ возвратить христіа¬
намъ отнятыя у нихъ зданія и поземельныя владѣнія, кладбища
и священныя мѣста. Онъ даже писалъ къ нѣсколькимъ еписко¬
памъ дружественныя письма, и выразительно заявлялъ о своемъ
желаніи, чтобы они отселѣ мирно исправляли свои должности 108).
Но формальнымъ правовымъ признаніемъ это еще конечно не
было. Христіанство все еще и теперь оставалось религіей недоз¬
воленной. При самомъ Галліенѣ потерпѣлъ мученическую смерть
начальникъ Маринъ на основаніи начатаго противъ него судеб¬
наго процесса,^ и когда Авреліанъ рѣшился воздвигнуть новое го¬
неніе, то не оказалось надобности въ отмѣнѣ мнимо вѣротерпи¬
мыхъ эдиктовъ Галліена. Какъ раньше, такъ и послѣ, быть хри¬
стіаниномъ значило совершать подлежащее наказанію преступле¬
ніе. Только ни одинъ изъ императоровъ въ это въ высшей сте¬
пени запутанное и тяжелое для государства время не былъ на
столько силенъ, чтобы помышлять о гоненіи на христіанъ. Такимъ
образомъ церковь въ теченіе сорока лѣтъ наслаждалась въ об¬
щемъ ненарушимымъ покоемъ ,оэ). И церковь нуждалась въ покоѣ. Она была подобна крѣпости,
которая отбила предпринятый противъ нея со всѣми средствами
приступъ врага. Взять ее врагъ не могъ, но по мѣстамъ стѣны и
башни находились въ развалинахъ, и можно уже было видѣть по
городу, какъ сильно пострадалъ онъ. Теперь нужно было возста¬