Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
728 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. встрѣчу, тѣснились къ нимъ, съ искреннимъ и сердечнымъ раду¬
шіемъ обнимали ихъ и съ цѣлованіемъ бросались имъ на шею 102). Подобно бурѣ, хотя и ослабѣвающей на нѣкоторое время,
чтобы затѣмъ подняться съ удвоенною силою, гоненіе это про¬
должалось въ теченіе десятилѣтія. Терпѣніе христіанъ утомляло
язычниковъ, или ревность императоровъ отвлекалась военными по¬
ходами и возмущеніями. Тогда наступали времена покоя, въ ко¬
торые христіане опять могли свободно вздохнуть и собраться съ
силами. Но затѣмъ гоненіе разражалось вновь и, съ удвоенною
силою и при новыхъ средствахъ, работало для уничтоженія церкви. Когда Децій палъ въ 251 г. въ войнѣ противъ готовъ, пе¬
ремѣна правленія принесла непродолжительный перерывъ, но уже
въ слѣдующемъ 252 г., въ которомъ государство было поражено
различными язвами, засухой и голодомъ, отсутствіе христіанъ при
жертвоприношеніи богамъ, установленномъ для умилостивленія ихъ,
дало поводъ къ новымъ гоненіямъ 103). Тогда многіе христіане въ
наказаніе были сосланы въ каторжныя работы въ рудникахъ. Сама
по себѣ эта жестокая доля отягчалась еще вслѣдствіе того, что
христіанъ тамъ содержали хуже, чѣмъ каторжныхъ рабовъ. Съ умерщвленіемъ Галла его собственными солдатами, опять
наступилъ короткій промежутокъ покоя; но затѣмъ Валеріанъ опять
возобновилъ прерванное дѣло. Онъ примѣнилъ новую тактику. Такъ
какъ страшное кровопролитіе при Деціѣ не принесло никакой
пользы, то Валеріанъ надѣялся достигнуть цѣли безъ кровопро¬
литія. Нужно было отнять у христіанскихъ общинъ ихъ пасты¬
рей, и такимъ образомъ лишить ихъ возможности назиданія. Съ
этою цѣлью императоръ приказалъ удалить епископовъ отъ ихъ
общинъ и запретилъ всякія сходки христіанъ, всѣ богослужебныя
собранія и посѣщенія кладбищъ, гдѣ христіане обыкновенно мо¬
лились на могилахъ мучениковъ ,04). Мѣра эта однакоже скоро
оказалась совершенно недѣйствительною. Епископы были сосланы,
и между ними напр. св. Кипріанъ въ Курубисъ, Діонисій але¬
ксандрійскій—въ Кеѳъ. Но и въ изгнаніи опи всетаки оставались
связанными съ своими общинами. Изъ самой своей ссылки они
продолжали руководить свои общины посланіями и чрезъ посред¬
ство поддерживавшихъ между ними сношенія пресвитеровъ. Вслѣд¬
ствіе этого они сдѣлались лишь дороже для общинъ, внутренно
связаны были съ ними еще тѣснѣе, и еще сильнѣе дѣйствовало
слово сосланнаго за вѣру, чѣмъ слово присутствующаго епископа.
Въ мѣстѣ своего изгнанія епископы собирали вокругъ себя новыя
общины, и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ сѣмя евангелія было занесено
такимъ образомъ и туда, гдѣ его прежде еще не было. Видя это, императоръ сдѣлалъ шагъ къ еще болѣе жестокимъ