Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
Т2Т ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. & многіе несомнѣнно уже. думали, что миръ будетъ продолжитель¬
ный. Тѣмъ сильнѣе было ихъ теперь изумленіе. Во времена по¬
воя въ церковь; проникли уже нѣкоторые нечистые элементы, и
даже лучшіе изъ нихъ уже отвыкли отъ борьбы. Поэтому неуди¬
вительно^ что оказалось много слабыхъ. Нѣкоторые не дождались
срока. Тѣ, которые занимали общественныя должности, знатные
граждане, опасавшіеся за свои промыслы, спѣшили отказаться отъ
христіанства чрезъ жертвоприношеніе. „Еще до битвы, жаловался
св. Кипріанъ, многіе уже были побѣждены и попраны, даже не
успѣвъ встрѣтиться съ врагомъ; ни разу не попытались они до¬
стигнуть того, чтобы по крайней мѣрѣ казаться приносящими жертву
вакбы противъ своей воли“. Нѣкоторые дѣйствовали такъ, какъ
будто бы они только и ожидали благопріятнаго случая для отре¬
ченія отъ христіанства. Если коммиссія не могла закончить свои
занятія въ одинъ день и откладывала остальныя дѣла до слѣдую¬
щаго дня, то они просили ее продолжать свои засѣданія, какбы
, спѣша скорѣе заявить свое отступничество. Нѣкоторые привле¬
кали сюда даже дѣтей и заставляли ихъ собственными рученками
приносить куренія. Иные были убѣждаемы своими родственниками,
увлекаемы своими языческими друзьями. Блѣдные и трепещущіе
подходили они къ жертвеннику, какъ будто бы не они приносили
жертву, а сами должны были быть принесены въ жертву. Окру¬
жающій народъ издѣвался надъ ними, что они слишкомъ трусливы
какъ для жертвоприношенія, такъ и для смерти. Бывали ужасныя
сцены. Тѣхъ, которые отрекались, мгновенно охватывалъ ужасъ,
доводившій ихъ до безумія. Одна христіанка въ Карѳагенѣ, про¬
изнеся слово, которымъ она отрекалась отъ Христа, сдѣлалась
нѣмою и не могла больше произнести ни слова. Другая, тотчасъ
послѣ жертвоприношенія, отправилась въ баню и возвратилась от¬
туда помѣшанною. Для многихъ подкупность властей сдѣлала воз¬
можнымъ обходъ закона. За деньги онѣ выдавали христіанамъ
видъ, какъ будто бы они принесли жертву, или даже помимо соб¬
ственнаго явленія и предъявленія такого вида, они могли дости¬
гать этого и тѣмъ, что ихъ имена записывались въ протоколъ въ
числѣ тѣхъ, которые поступали по указу. Совѣсть свою они успо-
коивали тѣмъ, что они сами въ сущности не сдѣлали ничего та¬
кого, чтобы противно было ихъ вѣрѣ. Но церковь не допустила
обмануть себя этимъ. Она съ полною рѣшительностью объявила
такой способъ избѣжанія гоненія отверженіемъ вѣры 92). Такимъ образомъ къ сожалѣнію не было недостатка въ
слабыхъ,, и гоненіе это было, такъ сказать, сѣяніемъ, кото¬
рое выдѣляло мякину изъ христіанскихъ общинъ. Но вмѣстѣ съ
тѣмъ не было «.-недостатка и въ христіанскомъ геройствѣ и муже-