Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВСЕОБЩІЯ ГОНЕНІЯ ОТЪ МАРКА АВРЕЛІЯ ДО ГАЛЛІЕНА. было принуждать угрозами и пытками. Во исполненіе этогоэдикта1,
-мѣстными чиновниками повсюду назначенъ былъ срокъ, къ кбТѲ-
,|)Ому христіане должны были являться въ административныя мѣста
й приносить жертву богамъ. Тѣ, которые оставляли отечество дб
' этого срока, не преслѣдовались болѣе; только имущество ихъ'от¬
биралось и возвращеніе имъ воспрещалось подъ страхомъ смертной
казни. Тѣже, которые оставались и не представляли до извѣстнаго
.Срока доказательствъ, что они приносили жертву, были пригла¬
шаемы въ присутствіе особой слѣдственной коммиссіи, Состоявшей
изъ членовъ магистрата, съ присоединеніемъ пяти избраннѣйшихъ
гражданъ, и здѣсь противъ нихъ открывалось слѣдствіе, которое
направлялось не къ тому, какъ это было раньше, чтобы устано¬
вить ихъ виновность и опредѣлить наказаніе, но скорѣе къ тому,
чтобы принудить ихъ къ отпаденію. Сначала имъ высказываёйа
была только угроза, и затѣмъ еще назначался срокъ. Если это
не помогало, то приступали къ пыткамъ, и въ случаѣ, если эта
послѣднія Не имѣли желаннаго успѣха, то упорныхъ ввергали въ
темницы, чтобы тамъ, при посредствѣ новыхъ пытокъ, а также
голода и жажды, заставить ихъ поколебаться. Наказаніе смертію
сначала было рѣдко и примѣнялось въ большинствѣ только про¬
тивъ епископовъ, но многіе не выдерживали пытокъ и умирали
въ темницахъ. Гоненіе мало по' малу становилось сильнѣе. Стой¬
кость христіанъ раздражала язычниковъ и приводила ихъ къ бблыйей
жестокости. Такъ какъ мѣстныя власти кое гдѣ принимали во вни¬
маніе смягчающія обстоятельства и повергали дѣла на усмотрѣніе
императора, то намѣстникамъ было приказано самимъ взяться за
это дѣло, и’ гдѣ эти намѣстники казались еще слиткомъ мягкймй,
то на мѣсто ихъ'поставлялись болѣе строгіе. Болѣе дальновидные люди уже вполнѣ предчувствовали бурю.
Ее предсказывалъ Оригенъ, и св. Кипріанъ предвидѣлъ ее въ
одномъ видѣніи 91)- Онъ видѣлъ одного отца семейства среди двухъ
сыновей. Сидѣвшій съ правой стороны былъ печаленъ и глубоко
• огорченъ,'а. сидѣвшій съ лѣвой стороны держалъ сѣть, какбы го¬
товясь ловить ею окружающій народъ. Когда Кипріанъ удивился
этому и спросилъ, что бы это значило, ему послѣдовало такое объ¬
ясненіе: сидящій по правую сторону (Христосъ) печаленъ, потому
что Его заповѣди не исполняются; сидящій по лѣвую сторону (діа¬
волъ) радуется, такъ какъ ему скоро позволено будетъ отъ оіЩа
семейства свирѣпствовать противъ народа. Слѣдовательно, Кипріанъ
•совершенно ясно предвидѣлъ гоненіе, видя въ немъ судъ надъ усиливав¬
шеюся слабостью христіанской жизни. Для большинства христіанъ,
напротивъ, оно наступило совершенно неожиданно. НѣкоторыЩ'о'б-
щины уже тридцать лѣтъ наслаждались ненарушимымъ цовоМъ,