Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
напротивъ, составляютъ результатъ цѣлаго положенія государства
и выходили изъ него съ необходимостью. Планамъ реставраціи,
которыми занимались особенно въ это время, ничто такъ не было
противоположно, какъ именно христіанство. Если древній Римъ
долженъ былъ возстать въ новомъ . блескѣ, то необходимо было
устранить рѣшительно противорѣчившее древнеримскимъ поряд¬
камъ христіанство. Но церковь теперь уже настолько окрѣпла,
что мѣропріятія, постановленныя Траяномъ за сто лѣтъ предъ тѣмъ,
были уже болѣе недостаточны. Теперь уже нельзя было болѣе
думать о томъ, чтобы постепенно и мало по малу вытѣснить хри¬
стіанъ, какъ на это еще надѣялся Траянъ; теперь оставался только
выборъ: или признать его, или уничтожить. Перваго нельзя было
сдѣлать, не отказываясь отъ всякой мысли о реставраціи. Такимъ
образомъ' пришлось рѣшиться на послѣднее. Но вслѣдствіе этого
самое гоненіе принимаетъ совершенно иной характеръ. Теперь
оно уже не есть лишь взрывъ народной ярости, которому по мѣ¬
стамъ уступаютъ чиновники, не есть уже и судебное преслѣдо¬
ваніе противъ отдѣльныхъ лицъ, открыто обвиняемыхъ по обычнымъ
формамъ римскаго права, но всеобщее, вышедшее изъ началъ го¬
сударственной политики, одинаково касающееся всѣхъ христіанъ
гоненіе, которое имѣло опредѣленную цѣль окончательно уничто¬
жить церковь. Первымъ, кто выступилъ съ такимъ всеобщимъ гоненіемъ,
былъ Децій. Побужденіе его при этомъ не имѣло личнаго харак¬
тера и не вытекало изъ враждебности къ побѣжденному имъ дру¬
жественно расположенному къ христіанамъ Филиппу Аравитянину;
причиной гоненія служили скорѣе именно изложенные выше планы
реставраціи, нашедшіе свое воплощеніе въ Деціѣ. Децій преслѣ¬
довалъ великіе планы. Какъ новый Траянъ, имя котораго онъ
принялъ, онъ хотѣлъ вновь возстановить древнюю славу Рима.
При немъ вновь возстановлялись древнеримскія учрежденія, се¬
натъ уважался, возстановлена была должность цензора. Римъ
вновь былъ укрѣпленъ и украшенъ зданіями. Такой императоръ
не могъ спокойно смотрѣть на то, что въ это самое время сильно
распространилась одна, по римскимъ понятіямъ, недозволенная ре¬
лигія, вслѣдствіе которой древненародныя святилища были оста¬
вляемы и храмы пустѣли. Если онъ былъ новымъ Траяномъ, то
онъ долженъ былъ точно также, подобно ему, вновь начать борьбу
противъ этой враждебной государству религіи. Вскорѣ послѣ своего
восшествія на престолъ (въ 249 г.), уже въ 250 г. Децій издало
указъ, которымъ отъ всѣхъ христіанъ безъ исключенія предписанъ
было требовать совершенія обрядовъ римской государственной ре¬
лигіи. Въ случаѣ, если они отказывались отъ этого, ихъ должно