Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВСЕОБЩІЯ ГОНЕНІЙ ОТЪ МАРКА АВРЕЛІЯ ДО ГАЛЛ1ЕНА. 72'1 и твердыми въ дисциплинѣ, представляли какъ разъ противопо¬
ложность тѣмъ распутнымъ сластолюбцамъ, которые такъ часто
.позорили императорскій тронъ. Все это были истые солдаты; но
при этомъ они почти всѣ имѣли сильно идеалистическую наклон¬
ность, даже, можно сказать, нѣчто мечтательное. Выросши на вой¬
нѣ, постоянно находясь въ лагерѣ, они однакоже жаждали мира.
Они съ удовольствіемъ говорятъ о томъ, что война ведется только
ради мира; ихъ мечты направляются къ тому, что скоро наста¬
нетъ время мира, когда не будетъ больше надобности и въ сол¬
датахъ. Даже мало того, они уже, какъ напр. Пробъ, одинъ изъ
могущественнѣйшихъ среди этихъ солдатъ-императоровъ, старались
пріучить войско къ работамъ мирнаго времени. Лишь только на¬
ступалъ . небольшой промежутокъ между военными походами, Пробъ
приказывалъ своимъ легіонамъ рыть каналы и разсаживать вино¬
градники. Этотъ предносившійся имъ идеалъ мира они старались
осуществить чрезъ возстановленіе древне-римскихъ порядковъ. Воз¬
становленіе римскихъ обычаевъ, римскаго образа жизни—это те¬
перь было для нихъ девизомъ. Эти солдаты-императоры писали
отчасти такъ почтительно къ сенату и къ народу римскому, какъ
будто бы это были еще сенатъ и народъ изъ времени республи¬
ки. Они говорили о вѣчной Боша и ея могуществѣ, какъ едвали
дѣлалъ когда какой либо мечтательный республиканецъ изъ слав¬
ныхъ дней древняго города. Съ возстановленіемъ римскихъ порядковъ естественно связы¬
валось и возстановленіе римской государственной религіи. Всѣ эти
императоры (чтб и составляетъ общую основную у нихъ черту)
благочестивые язычники; мало того, они въ высшей степени суе¬
вѣрны. Въ своей непостоянной, полной превратностей жизни, нахо¬
дясь постоянно въ опасностяхъ, они научились придавать значеніе
предсказаніямъ и предзнаменованіямъ. Благосклонности боговъ они
придавали величайшее значеніе, и вполнѣ сознавая, какъ не твердъ
былъ ихъ престолъ, если онъ исключительно опирался на силу,
..они старались привязать къ себѣ и своихъ подданныхъ всевозмож¬
ными суевѣріями. Однимъ словомъ, теперь получало силу реста¬
врированное язычество, демонизированное и фанатическое, и въ
императорахъ имѣло своихъ могущественныхъ представителей. Если
мы примемъ это во вниманіе, то будетъ легко понять, ночему
именно эти императоры сдѣлались гонителями христіанъ болѣе,
чѣмъ какіе либо раньше ихъ. Они по необходимости должны были стать такими гонителями.
И дѣйствительно, ничего не могло бы быть фальшивѣе, какъ
если бы мы стали объяснять себѣ эти гоненія происшедшими
изъ простаго произвола, изъ личной вражды и жестокости. Они, ’ * 46