Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВСЕОБЩІЯ ГОНЕНІЯ ОТЪ' МАРКА АВРЕЛІЯ ДО ГАЛЛІЕНА. 719 зМаксиминъ, человѣкъ крайне суровый, грабившій даже и языче¬
скіе храмы86), опять началъ преслѣдовать христіанскую церковь,
хотя менѣе ивъ религіозныхъ или политическихъ побужденій, , чѣмъ
вслѣдствіе благосклонности къ ней своего предшественника. Евсевій
кессарійскій разсказываетъ я), что онъ приказалъ казнить1 пред¬
стоятелей христіанскихъ общинъ. Хотя повелѣніе это и не было
исполнено буквально, однакоже христіане потерпѣли во многихъ
мѣстахъ. Въ Римѣ епископъ Порціанъ былъ сосланъ въ Сардинію
и терпѣлъ тамъ худое обхожденіе въ рудокопняхъ 68). Оригенъ
долженъ былъ значительное время скрываться у христіанской дѣ¬
вицы Юліаны. Еще хуже случилось съ пресвитеромъ Протокте-
томъ въ Кесаріи и его служителемъ Амвросіемъ.. Влачимые изъ
темницы въ темницу, они должны были много выстрадать* хотя и
остались, въ живыхъ. Амвросій однакоже лишился всего своего
имущества. Хищничество судей находило себѣ здѣсь полный про¬
сторъ. Хуже всего дѣла были въ Капдадокіи, гдѣ одновременно
пробудился и фанатизмъ черни. Тамъ многіе христіане запечат¬
лѣли свою вѣру смертію 8!'). Преемники Максимина должны были
въ значительной степени считаться съ возраставшею запутан¬
ностью дѣлъ въ государствѣ, и поэтому имъ некогда было думать
о гоненіи. Филиппъ Аравитянинъ невидимому относился къ христіа¬
намъ довольно благосклонно, такъ что явилось даже сказаніе, что
онъ и самъ тайно былъ христіаниномъво). Если исключить гоненіе отъ фракійца Максимина, то можно
сказать, что христіане пользовались тридцатилѣтнимъ покоемъ.
Императоры этого времени были совершенно не римляне, и въ
своей религіозной жизни это были синкретисты. Этотъ ихъ син¬
кретизмъ, какъ онъ грубѣе всего выразился у жреца солнца, Ге-
ліогабала, а благороднѣе у Александра Севера, приносилъ съ со¬
бою, какъ мы уже сказали выше, всевозможныя примирительныя
мысли, которыхъ хотя христіанство и не могло принять, но ко¬
торыя всетакй въ первый разъ имѣли своимъ слѣдствіемъ дѣйстви¬
тельно дружественныя отношенія римскихъ императоровъ къ хри¬
стіанской церкви. Этого естественно нельзя было считать прочнымъ
миромъ, это было только результатомъ утомленія въ борьбѣ. Какъ состоянія, тѣмъ рѣзче долженъ былъ онъ выступить и. противъ хри¬
стіанства. .Докой этотъ былъ только-приготовленіемъ къ тягчайшей
борьбѣ. .Она-; началась съ Деція, управленіе котораго отмѣчаетъ собою
начало періодяДіеакцш, закончившагося собственно съ Константиномъ
Великимъ; Еще разъ; сильно возбуждается, древне-римскій? духъ, и
дѣлаегъп шпщкуігреставраціи распадающагося государства;- - Въ
эдмъ, .опито» гршгацраціи связываются! и; всеобщія* гоненія хрвт