Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
716 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. именно египетскіе, и если онъ поддерживалъ ихъ культъ,, то могъ
въ тоже время оставить въ покоѣ и другой восточный чужой
культъ, какимъ казалось ему христіанство. Однакоже изданные
доселѣ законы продолжали сохранять свою силу, но только въ слу¬
чаѣ обвиненія христіанъ правительство прибѣгало къ болѣе ран¬
нимъ Траяновымъ установленіямъ. Христіанство обратило на себя
вниманіе по одному особому обстоятельству: въ Римѣ на одного
сенатора, Аполлонія, какъ разсказываетъ его собственный рабъ,
былъ сдѣланъ доносъ въ принадлежности къ христіанству. Онъ
самъ защищалъ себя предъ сенатомъ и былъ приговоренъ имъ къ
смерти. Такимъ образомъ и высшее учрежденіе государства уже
имѣло случай выслушать исповѣданіе о Христѣ ’11). Многочисленнѣе были обвиненія и казни при Септиміѣ Се¬
верѣ. Этотъ императоръ сначала повидимому былъ благосклонно
расположенъ къ христіанству. Одинъ христіанскій рабъ Прокулъ,
по сказанію, исцѣлилъ его во время одной тяжкой болѣзни чрезъ
помазаніе елеемъ 78). Но быть можетъ чрезвычайно сильное распро¬
страненіе христіанства въ это время заставило его перемѣнить
свое настроеніе. Въ 202 г. были возобновлены законы противъ
христіанства какъ запрещенной религіи, и переходъ въ него за¬
прещался подъ страхомъ строгихъ наказаній 1Э). Такимъ образомъ
судебное преслѣдованіе противъ христіанъ опять вступило въ свою
силу. Гдѣ намѣстники были неблагопріятно расположены къ нему,
опять начались казни, хотя въ тоже время другіе намѣстники ока¬
зывались милостивѣе или по крайней мѣрѣ пользовались лишь слу¬
чаемъ для своего обогащенія, вымогая деньги у христіанъ 8"). Особенно сильно было гоненіе въ теченіе долгаго времени въ
Египтѣ и Африкѣ; и въ Египтѣ оно доходило до такой степени,
что христіане уже считали близкой кончину міра. Въ Александріи
потерпѣлъ мученичество Леонидъ, отецъ великаго церковнаго учи¬
теля Оригена, который, тогда еще совершенно юный, могъ только
съ трудомъ быть удержанъ своею матерью отъ слѣдованія за от-
цемъ. Извѣстенъ также по именамъ цѣлый рядъ учениковъ Оригена,
которые равнымъ образомъ получили мученическій вѣнецъ. За Го¬
спода умирали и многія женщины, и между ними дѣвица Панто-
міена, которая была сожжена вмѣстѣ съ своею матерью Марцел-
лой. Одинъ изъ ликторовъ, Василидъ, ведшій эту дѣвицу къ лоб¬
ному мѣсту, защитилъ ее противъ издѣвательствъ и поруганія черни.
Она поблагодарила его и въ награду обѣщала ему, что и онъ
скоро получитъ мученическій вѣнецъ. Все видѣнное и слышанное
дѣйствительно сдѣлалось для Василида призывомъ ко Христу.
Онъ тотчасъ же обратился, открыто исповѣдалъ свою вѣру ;и въ А I I '1