Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРЕВОРОТЪ ' ВНУТРИ ЯЗЫЧЕСТВА 'И 'ХРИСТІАНСТВА. М5Г бѣдить язычество и сдѣлаться господствующей религіи въмрим-а
скомъ государствѣ. „Еслибы всѣ поступили такъ, какъ христіане}
говорилъ Цельсъ, тогда государство сдѣлалось бы жертвою вар¬
варовъ, и всякое образованіе погибло бы“. Ѳригенъ отвѣчаетъ *на
это: „если всѣ будутъ поступать такъ, какъ я, то тогда и варвары
примутъ божественное слово, и сдѣлаются добродѣтельнѣйшими и
кротчайшими. 'Всѣ другія религіи погибнутъ тогда, и будетъ го¬
сподствовать только христіанская, которая только одна и будетъ
господствовать, такъ какъ божественная истина всегда пріобрѣ¬
таетъ болѣе душъ* 1‘). >' Это уже предчувствіе побѣды, и даже болѣе того—это увѣ¬
ренность въ побѣдѣ. Но, конечно, для дѣйствительнаго достиже¬
нія этой побѣды еще необходимо было пролить гораздо болѣе кро¬
ви, чѣмъ сколько уже пролито ее было раньше. Укрѣпившейся
церкви предстояло пережить еще тягчайшіе періоды борьбы; ре¬
ставрированное язычество сдѣлало еще попытку уничтожить хри¬
стіанство посредствомъ всеобщихъ гоненій. Но именно тогда то
и обнаружилось, что реставрированное язычество было лишь галь¬
ванизированнымъ трупомъ, неспособнымъ вдохнуть новую жизнь
въ разрушающееся государство; и христіанство, которое сохранило
вѣрность даже и во время тягчайшихъ гоненій, должно было
восторжествовать не по милости или благорасположенію какого
либо властелина, но по внутренней необходимости. За страшною бурей гоненія, разразившейся при Маркѣ Авре-
ліѣ, слѣдовало сравнительно спокойное время. Церкви какъ будто
бы ; дана была отсрочка для созиданія и укрѣпленія въ мірѣ,
прежде чѣмъ разразились самыя жестокія бури. Коммодъ, •выро¬
дившійся!; сынъ Марка Аврелія, оставилъ христіанъ въ покоѣ. Его
•возлюбленная,' ^Марція, умѣла даже настроить его къ нимъ благо¬
склонно;.! г.Она ««позволила себѣ даже принять отъ римскаго епископа
списокъ томившихся,№Ъ; рудокошшхъ Сардиніи христіанъ, и хода-
лайстврваяа<жредъъКокмо.домъ іо «ихъ освобожденіи ,е). Болѣе чѣмъ
римская государственная'религія Коммода занимали чужіе боги, ГЛАВА ХЫ. Всеобщія гоненія отъ Марна Аврелія до Галліена. За тебя умерщвляютъ насъ всякій день;
считаютъ насъ за овецъ, обреченныхъ на за¬
кланіе. Рнхл. ѵш, 36. V