Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
714 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. болѣе продолжительное существованіе въ этомъ мірѣ, что она
должна пройти* болѣе длинный путь чрезъ исторію; но теперь она
уже и приготовилась къ этому. Церковь получила ясное сознаніе
тѣхъ фактовъ,, на которыхъ она основывалась. Управленіе ея было
строго организованнымъ, и вся масса вѣрующихъ въ общинахъ была
не только единою въ вѣрѣ, но и представляла собою законченный
организмъ съ опредѣленной іерархіей должностей. Взглядъ расши¬
рился, воспрянулъ вкусъ и ко всему человѣчески прекрасному, и ве¬
ликому, равно какъ къ искусству и наукѣ. Уже можно было и съ хри¬
стіанской стороны указать людей, которые защищали свою вѣру пись¬
менно; такіе люди, какъ Ириней и Оригенъ, уже начертали первыя
основныя начала христіанскаго богословія; уже были первые начатки
христіанскаго искусства, которые, какъ молодой отпрыскъ на ста¬
ромъ Стволѣ, должны были скоро приносить новые цвѣты. Церковь
уже не была болѣе монастыремъ самозаключенниковъ, избѣгающихъ
міра людей; она открыто выступала какъ народная церковь, способ¬
ная и жаждущая воспитывать народъ чрезъ назиданіе и ученіе,
равно какъ и чрезъ столь же строгую, какъ и мудрую дисциплину. Такая церковь должна была иначе смотрѣть на міръ и иначе
понимать свои задачи. Языческій міръ состарился и, какъ это
свойственно преклонному возрасту, обращалъ свои взоры назадъ;
тамъ для него находился потерянный золотой вѣкъ; настоящій
былъ желѣзнымъ, и язычество все болѣе и болѣе приходило къ
сознанію того, что оно представляло собою разлагающуюся силу.
Христіанство напротивъ было силой возрастающей; съ юноше¬
скою бодростью смотрѣло оно въ будущее, и тамъ уже улыбалась
ему побѣда. Но и самая мысль о побѣдѣ представлялась иною.
Въ прежнее время подъ побѣдою разумѣлось нечто иное, какъ
торжество Христа въ Его второмъ пришествіи; римское государство
и языческій міръ должны были существовать, пока не пріидетъ Го¬
сподь. „Гоненія, говоритъ въ одномъ мѣстѣ Іустинъ Философъ,
будутъ продолжаться до тѣхъ поръ, пока пріидетъ Господь и
освободитъ всѣхъ “. Еще для Тертулліана существованіе этого міра
совершенно совпадаетъ съ существованіемъ римскаго государства.
Тотъ моментъ, когда разрушится римское государство, по его мнѣ¬
нію, есть вмѣстѣ съ тѣмъ и моментъ втораго пришествія Христа.
Вслѣдствіе этого христіане молились и о государствѣ, и заботи¬
лись о его благосостояніи, такъ какъ они тѣмъ самымъ молились
о тега ймів, объ отсрочкѣ кончины. Чтобы когда нибудь римскіе
императоры сдѣлались христіанами, это казалось ему совершенно
нелѣпымъ и ни съ чѣмъ несообразнымъ ,4). Теперь же напро¬
тивъ надежды христіанъ направлялись уже въ иной побѣдѣ;
уже-начала - выработываться мысль, что христіанство должно по¬