Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРЕВОРОТЪ ВНУТРИ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТІАНСТВА. 713 фени апостоловъ, до втораго столѣтія. Въ то время еще не было на- бужденіямъ, оказалось необходимымъ имѣть во главѣ нѣсколькихъ
общинъ одну личность, которая бы являлась въ качествѣ общей
главы для нихъ, и эта личность получила вполнѣ опредѣленный
титулъ епископа. Такимъ образомъ установилось три опредѣлен¬
ныхъ должности: епископъ, пресвитеръ и діаконъ. Епископы
скоро получили опредѣленное значеніе въ качествѣ хранителей
чистоты вѣры, и это положеніе ихъ особенно опредѣлилось во
время борьбы противъ ложнаго гносиса. Съ другой стороны борьба
съ монтанизмомъ, требовавшая упорядоченія нравственной дисци¬
плины въ общинахъ, послужила къ тому, что епископъ сдѣлался
и наблюдателемъ за церковной дисциплиной. Кто стоялъ въ
общеніи съ епископомъ, тотъ стоялъ въ общеніи и съ общиной,
стоялъ въ общеніи и съ цѣлою церковью. Въ епископѣ община
имѣла своего представителя, а въ собраніи епископовъ представ¬
лялась вся церковь. Опредѣленнѣе теперь отдѣлилось и духовен¬
ство отъ мірянъ, т. е. отъ народа. На духовенство всецѣло
переносится священническое достоинство, и на основѣ имени
» священникъ “ получаетъ значеніе и мѣсто сравненіе христіан¬
скаго духовенства съ ветхозавѣтнымъ священствомъ. Теперь въ
церкви была уже прочно основанная, благоустроенная и (по мѣрѣ
того, какъ церковь нуждалась во время великой внутренней и
внѣшней борьбы въ сильномъ руководительствѣ) все крѣпче вы¬
рабатывавшаяся іерархія. Если мы теперь сравнимъ церковь, какою она была послѣ
смерти апостоловъ, на переходѣ отъ перваго столѣтія къ второму,
съ церковью въ срединѣ третьяго столѣтія, около времени св. Ки¬
пріана, епископа карѳагенскаго, въ которомъ впервые епископ¬
ская должность достигла своего полнаго развитія, — то увидимъ,
какой процессъ развитія пережила и церковь! Она выросла совнѣ,
все государство было наполнено ею; Христа исповѣдывали уже не
просто ремесленники и женщины, но христіанскія общины имѣли
своихъ членовъ и во всѣхъ классахъ. Она укрѣпилась и внутрен-
но, и вошла въ міръ. Правда, первое свѣжее мерцаніе, или, лучше
сказать, сверхземное сіяніе, которымъ ознаменовалось вступленіе
церкви въ міръ, исчезло; жизнь уже дѣлалась спокойнѣе и трезвѣе.
Надежда на скорое пришествіе Спасителя, горѣвшая столь ярко
въ первое время, потускнѣла; церковь сознала, что ей предстоитъ 1 ѵ і