Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
такъ что гностики не сознавали ясно, были ли члены его церкви
христіане, или язычники. Побѣдивъ же счастливо монтанизмъ и
гностицизмъ, церковь дѣйствительно сдѣлалась церковью народною. Во время этой двоякой борьбы наконецъ развивается и цер¬
ковное управленіе, имѣвшее не меньшее значеніе для образова¬
нія церкви. Церковь имѣла управленіе съ самаго начала; съ самаго начала
въ ней уже были должности. Было бы совершенно противно исто¬
ріи представлять себѣ христіанскія общины въ какое либо время
безъ должностей, въ видѣ неблагоустроенной толпы. Гдѣ только
апостолы основывали церкви, тамъ они поставляли и должност¬
ныхъ лицъ для церковныхъ дѣлъ. Эти послѣдніе назывались пре¬
свитерами, т. е. старцами, или, что тогда еще было почти равнозна-
чущимъ, епископами, т. е. надзирателями. Въ каждой общинѣ
было ихъ понѣсколько. Во главѣ общины естественно стояла
вмѣстѣ съ тѣмъ и отдѣльная личность, которая впослѣдствіи по¬
лучила значеніе епископа въ собственномъ смыслѣ. Должность
этихъ пресвитеровъ не была прежде всего учительною должностью.
Ученіе было дѣломъ апостоловъ, и въ болѣе обширномъ смыслѣ
въ каждой общинѣ каждый изъ нихъ могъ выступать съ ученіемъ,
если только имѣлъ даръ къ тому. Только женщинамъ запрещалъ
учить ап. Павелъ. Задача пресвитеровъ скорѣе заключалась въ
томъ, чтобы главенствовать въ общинѣ, руководить и управлять
ею; должность ихъ прежде всего была правительственною. Но
конечно само собою дѣлалось то, что на ихъ долю, по большей
части, выпадало и учительное назиданіе общины, такъ какъ они,
какъ наиболѣе выдающіяся личности, были и наиболѣе способны въ
тому. Рядомъ съ ними, въ соподчиненномъ положеніи, существо¬
вала должность діаконовъ, т. е. служителей не собственно или
исключительно какъ должность благотворенія, какъ ее представ¬
ляютъ теперь нѣкоторые, но вообще какъ должность служенія въ
помощь для пресвитеровъ, и слѣдовательно такимъ образомъ въ
сущности для совершенія церковнаго служенія въ общинѣ. Долж¬
ность пресвитеровъ, впрочемъ, была лишь общинною должно¬
стью, а не общецерковною, т. е. ограничивалась отдѣльными общи¬
нами, а не всею церковью. Отдѣльныя общины, помимо той связи,
которая заключалась въ дѣятельности ни къ какой отдѣльной
общинѣ непринадлежащихъ апостоловъ, состояли только въ той
связи между собою, какая обусловливалась общею вѣрою и все¬
связующимъ союзомъ любви. Строго организованной связи, при по¬
средствѣ высшей церковной должности, обнимающей нѣсколько
отдѣльныхъ общинъ, еще не существовало. Въ такомъ простомъ видѣ управленіе существовало и послѣ вре-