Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРЕВОРОТЪ ' ВНУТРИ ЯЗЫЧЕСТВА И 7 ХРИСТІАНСТВА7” /'II здѣсь менѣе строго обращалось вниманіе на нравственность, такъ что
здѣсь они могли быть христіанами, не становясь мучениками.'Йо
торжество гносиса было бы гибелью христіанства. Оно распалось
бы на сотни сектъ, различіе между нимъ и язычествомъ изглади¬
лось бы, отличительная сущность его затерялась бы и вмѣсто
того, чтобы создать дѣйствительно новое, оно было бы только
однимъ нзъ многихъ элементовъ въ разлагающейся массѣ, стало бы
лишь однимъ новымъ придаткомъ въ мерцающемъ религіозномъ ка¬
лейдоскопѣ того времени. Рядомъ съ борьбою за свое существованіе, церковь должна
была вести и борьбу противъ всѣхъ формъ ложнаго гносиса. Во¬
преки гордыхъ системъ гностиковъ, церковь съ практическимъ
здравомысліемъ и съ простотою вѣры сохраняла простое апостоль¬
ское христіанство. Это послѣднее особенно можно было находить въ
основанныхъ самими апостолами церквахъ, въ которыхъ апостолы
основали вѣру устною проповѣдью. Вопреки еретикамъ, церковь
начинаетъ придавать особенное значеніе преданію, находя въ немъ
источникъ новой для себя силы и истины. Это было тѣмъ легче,
что въ то время церковь еще находилась въ непосредственномъ
соприкосновеніи съ истиннымъ и еще незатемненнымъ преданіемъ,
изъ котораго съ увѣренностью можно было знать, чтб именно
проповѣдывали апостолы. Но затѣмъ начали также заботиться о со¬
браніи апостольскихъ сочиненій и, на основаніи какъ апостоль¬
скаго преданія, такъ и апостольскихъ твореній, церковь съ бблыпею
рѣшительностью могла ссылаться на историческіе факты, какъ на
основу истиннаго христіанства, и такимъ образомъ воспрепятство¬
вала превращенію ихъ въ символическій призракъ. Теперь эти факты
она, на основаніи св. Писанія, обобщила въ краткое правило вѣры,
и это правило вѣры, полнѣйшимъ выраженіемъ котораго былъ апо¬
стольскій символъ, сдѣлала она твердымъ оплотомъ противъ прилива
всякаго гностическаго умозрѣнія. Вопреки гностическимъ измышле¬
ніямъ объ эманаціи эоновъ изъ первоосновы, она просто и ясно испо-
..вѣдывала Бога Отца, Творца неба и земли. Вопреки гностическому
идеализму, она просто признавала дѣйствительно историческіе фак¬
ты, что Сынъ Божій воистину сдѣлался человѣкомъ, родился отъ Дѣвы
Маріи, воистину былъ распятъ и умеръ, воистину воскресъ. Этимъ
она спасла христіанство, но этимъ вмѣстѣ съ тѣмъ она начала и со¬
здавать исповѣданіе. Этимъ создала она, такъ сказать, начатки кати¬
хизиса, а вмѣстѣ съ * тѣмъ и необходимую основу народной цер¬
кви. Ни монтанизмъ, ни гностицизмъ не могли бы создать народ¬
ной церкви. Первый могъ бы составить только своего рода мона¬
стырь изъ избранныхъ святыхъ, а послѣдній, хотя и собиралъ
народную массу, но не устанавливалъ границъ -съ язычеСтв’омъ,