Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
, ; ■ ^ к'ДИДДІ>ЩІ!і Д ДЯІІ ) Д^ИІІ ІйАДѴ’Д ДА . і ^ 'ІГ- І ^ матерія саіма «люясебѣ есть зло, не, допускаетъ того, чтобы Хриа
стос-ъ дѣйсіъиаольін© -входилъ въ человѣчество;. Онъ дѣлается^ по
ихъ щозврѣнію;і лишь кажущимся человѣкомъ, и вся Его жизнь на
землѣ, именно Его дѣятельность и страданія—все это были лишь
кажущіяся явленій. Гностики вполнѣ были докетами, т. е. они
все «явленіе Спасителя превращали въ простой призракъ. Дѣла
спасенія для нихъ не были въ собственномъ смыслѣ дѣлами, а
лишь только символами, и • положительное содержаніе христіанства
улетучивалось въ умозрительной идеѣ. Мы назвали гностицизмъ антиподомъ монтанизма. Такимъ онъ
и былъ въ дѣйствительности. Если послѣдній страдалъ отъ излиш¬
ней узкости, то здѣсь напротивъ открывалась безпредѣльная ширь
во всѣ стороны. Гностицизмъ умѣлъ пользоваться всѣмъ образова¬
тельнымъ матеріаломъ времени. Восточными и западными идеями
въ пестромъ смѣшеніи, философіею и народнымъ суевѣріемъ,—
всѣмъ. этимъ онъ пользовался для своей цѣли и обращалъ все это
въ строительные камни для возведенія своихъ системъ. Въ немъ
миѳы язычества стоятъ рядомъ съ повѣствованіями евангелій, ко¬
торыя, по воззрѣнію гностиковъ, такіе же миѳы; въ немъ, въ под¬
твержденіе извѣстныхъ положеній, приводились цитаты то изъ биб¬
лейскихъ книгъ, то изъ Гомера или Гезіода, и какъ тѣми, -такъ
и другими гностики пользовались при помощи аллегорическаго тол¬
кованія, чтобы удобнѣе обосновать самосозданные фантастическіе
образы. Полный просторъ господствуетъ въ гностицизмѣ и въ нрав¬
ственномъ отношеніи. Въ немъ нѣтъ никакого опасенія запятнать
себя, нѣтъ никакой мучительной заботливости о томъ, чтобы отрѣ¬
шиться отъ язычества. Что гностики относились къ предписаніямъ
нравственнаго закона съ большою послабой, это отнюдь не выдумка
простой ненависти къ еретикамъ. Многіе изъ нихъ выразительно
допускали бѣгство во время гоненія. Во второмъ столѣтіи гностицизмъ завоевалъ обширное проа
странетво. Эти гордыя, небо и землю обнимающія, системы имѣли
въ себѣ нѣчто весьма внушительное. Какимъ жалкимъ и скром¬
нымъ казалось въ сравненіи съ ними простое христіанство! Эта
широта воззрѣнія оказывалась чрезвычайно заманчивою. У гно?
стиковъ христіанство являлось совершенно примиреннымъ съ
культурой. Какимъ узкимъ въ сравненіи съ ними казалось цер¬
ковное христіанство! Даже и болѣе благородные умы не могли
не поддаться мысли такимъ именно путемъ склонить міръ къ
•христіанству. Народная масса привлекалась таинственностью, коі-
торою были окружены гностическія секты, тѣмъ именно, что они,
совершенно вторя вкусу времени, предлагали сильныя волшебныя
формулы и амулеты; а отдѣльныя лица привлекались и тѣмъ,- что