Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРЕВОРОТЪ • ВНУТРИ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТІАНСТВА. 70$ шее въ концѣ концовъ цѣлью, средствомъ для которой 'служило
Отреченіе отъ міра, ■ и своею задачею она теперь болѣе и болѣе
считала проникновеніе всего, а слѣдовательно и науки, искусствами
народной жизни, христіанскимъ духомъ. Антиподомъ монтанизма былъ гностицизмъ. Направленіе это, въ
своихъ первыхъ зачаткахъ, бывшее замѣтнымъ уже въ апостоль¬
скія времена, но получившее большую опасность для церкви во
второмъ столѣтіи, трудно охарактеризовать нѣсколькими чертами.
„Гносисъ" означаетъ „знаніе*, и сообразно съ этимъ названіемъ
сущность гностицизма заключается въ томъ, что онъ на мѣсто
вѣры полагаетъ гносисъ, т. е. знаніе. Существеннымъ вопросомъ
для гностика былъ не вопросъ о томъ, какъ мнѣ спастись, но онъ
задавался вопросомъ о происхожденіи и развитіи міра, о проис¬
хожденіи зла и возстановленіи первобытнаго міропорядка. Избав¬
леніе, по его взгляду, заключается именно въ познаніи всего этого.
Такъ, изъ сочетанія рядомъ съ возникшими изъ христіанства
идеями различныхъ элементовъ греческой философіи, іудейскаго
богословія, древне-восточной философіи составлены были вели¬
кія умозрительныя системы, которыя всѣ стремились къ тому,
чтобы представить процессъ развитія міра. Изъ пантеистически
мыслимой первоосновы, какъ представляли себѣ гностики это разт
витіе, истекаютъ ряды существъ, называемыхъ зонами, свѣтовыхъ
существъ, изъ которыхъ каждое послѣдующее, болѣе удаленное
отъ первоосновы, становится несовершеннѣе предыдущаго, пока
наконецъ сталкивается съ матеріей, которая отъ вѣчности стоитъ,
въ отличіе отъ божественнаго свѣтоваго существа, какъ нѣчто небо¬
жественное, темное, собственно несуществующее. Изъ этого столкно¬
венія, изъ смѣшенія свѣтовыхъ существъ съ матеріей, происходитъ
затѣмъ видимый міръ, въ которомъ часть свѣтоваго вещества, духа,
захватывается матеріей и смѣшивается съ матеріей. Искупленіе
вслѣдствіе этого состоитъ въ томъ, что это захваченное свѣтовое
вещество освобождается отъ узъ матеріи, это смѣшеніе уничто¬
жается и возстановляется первоначальный порядокъ. Все это со¬
вершилось чрезъ Христа. Въ этомъ отношеніи гностики все еще
сохраняютъ свой христіанскій характеръ въ отличіе отъ подобныхъ
языческихъ системъ. Но конечно то, что они называютъ искуп¬
леніемъ, есть нѣчто совершенно иное, чѣмъ то, что подразумѣ-
ваетъ подъ искупленіемъ Св. Писаніе. Для нихъ искупленіе не
есть искупленіе отъ грѣха, но возстановленіе міроваго порядка,
и такимъ образомъ Христосъ у нихъ не есть Спаситель, прино¬
сящій спасеніе, прощеніе грѣховъ, не есть принципъ спасенія;;» а
только принципъ міра. Въ гностическихъ системахъ не-находятъ
себѣ мѣста ни твореніе, ни вочеловѣченіе Бога: Воззрѣніе;щчі|о