Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ СВ. АП. ІОАННА ПОСЛѢ ВОЗНЕСЕНІЯ. ствительный взрывъ іудейской войны,—каждое изъ этихъ обстоя¬
тельствъ могло послужить для ап. Іоанна побужденіемъ къ пере¬
мѣнѣ установившихся обычаевъ своей жизни. Быть можетъ ойоло
того времени, когда вокругъ него возростало поколѣніе молодыхъ
людей, для которыхъ распятіе было лишь сказаніемъ, которое „
они слышали изъ устъ своихъ отцовъ, онъ могъ придти къ убѣж¬
денію, что день Іерусалима прошелъ навсегда, что іудейское
упорство окончательно ожесточилось противъ благовѣстія Божія.
Всякій миръ, какимъ только наслаждалась церковь іерусалимская,
обязанъ былъ своимъ наступленіемъ голоднымъ годамъ и полити¬
ческимъ смутамъ, которыя отвращали вниманіе іудеевъ отъ хри¬
стіанъ на отчаянную борьбу противъ вторженія въ ихъ права
римлянъ и ихъ иродіанскихъ ставленниковъ. Быть можетъ онъ
даже еще въ большей степени зависѣлъ отъ законнической „пра¬
ведности" св. Іакова, его вѣрности всѣмъ іудейскимъ преданіямъ,
его примирительному и почтительному отношенію къ закону Мои¬
сееву. Но смерть Іакова повидимому открывала новую главу въ
исторіи матери церкви. Симонъ, сынъ Алфея, другой родственникъ
Христа по плоти, былъ избранъ ему въ преемники. Ап. Іоаннъ
могъ чувствовать, что его дѣло въ Іерусалимѣ теперь кончилось,
что его мысли созрѣли, что его труды нужны были въ болѣе об¬
ширныхъ областяхъ миссіонерскаго поля. Въ одномъ мы можемъ
быть увѣрены, что онъ предоставилъ себя во всѣхъ главныхъ рѣ¬
шеніяхъ своей жизни водительству Св. Духа Божія е5). Два. древнихъ сказанія объясняютъ его присутствіе на островѣ
Патмосѣ чудеснымъ избавленіемъ его отъ мученичества. Одно изъ
нихъ разсказываетъ, что онъ былъ брошенъ въ котелъ съ кипя¬
щимъ масломъ подъ Латинскими воротами Рима, и не только не
пострадалъ, но вышелъ изъ котла еще болѣе здоровымъ и юнымъ,
чѣмъ прежде 66). Другое сказаніе, часто изображавшееся въ хри¬
стіанскомъ искусствѣ, передаетъ, что сдѣлано было покушеніе
умертвить его отравленной чашей, но что „о.на сдѣлалась без¬
вредною, когда онъ сотворилъ надъ нею знаменіе креста, и ядъ
улетѣлъ изъ нея въ видѣ маленькой осы“ 61). Молчаніе св. Иринея,
Ипполита, Евсевія, Златоуста, Сульпиція Севера и многихъ дру¬
гихъ препятствуетъ однакоже придавать несомнѣнно историческое
значеніе этимъ сказаніямъ. Но эти сказанія приводятъ насъ лицемъ къ лицу съ вопро¬
сомъ: былъ ли св. ап. Іоаннъ когда либо въ Римѣ? Правда, что
сказанія не даютъ намъ заключительныхъ данныхъ въ этомъ от¬
ношеніи, и что въ исторіи римской церкви нѣтъ несомнѣнныхъ
слѣдовъ посѣщенія Рима ап. Іоанномъ св). Но съ другой стороны,
въ Апокалипсисѣ мы находимъ столь живое изображеніе ужасовъ