Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРЕВОРОТЪ ВНУТРИ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТІАНСТВА. Въ тоже время нельзя отрицать и того, что- въ этомъ ослаб¬
леніи строгости была и нѣкоторая слабость, которая лишь яри?
врывалась завѣсой' христіанской мудрости и ісредусмотрительноі-
сти; и трудный- вопросъ объ отношеніи церкви къ міру отнюдь
не разрѣшался тѣмъ, что старая строгость соблюдалась лишцоМ
теорій и церковь снисходительно смотрѣла только на. слабость
отдѣльныхъ' членовъ вѣ тотъ или другой день, а затѣмъ т всегда
вообще. Такимъ путемъ легко было бы. стать на; ©иаспый скольат
кій путь и придти къ полному омірщенію. Вслѣдствіе этош! для
церкви было полезно^ что противъ вторженія подобной снисходи¬
тельности поднялась энергическая реакція* которая Фогда конечно)
какъ это обыкновенно бываетъ съ всякой реакціей) стремилась не
просто утвердить прежнее положеніе, но и преувеличивала егог и
такимъ образомъ дала церкви поводъ, съ цѣлью ея устраненія) еъ
яснымъ сознаніемъ установить правильное положеніе. Эту реакцію представилъ такъ называемый монтанизмъ, ^—на¬
правленіе, которое названо такъ но его мнимому виновнику Мон¬
тану. Появившись въ срединѣ втораго столѣтія во Фритту оно
такъ широко распространилось въ Малой Азіи и Африкѣ, а также
и въ Римѣ и въ остальныхъ западныхъ странахъ въ началѣ третья¬
го столѣтія, что отчасти получало даже преобладаніе. Монта-
низмъ прежде всего стремился къ тому, чтобы сохранить древ¬
нюю. строгость нравовъ и суровую дисциплину, возстановить ее
тамъ, гдѣ она ослабѣла. Но онъ- не остановился на этомъ, а хо¬
тѣлъ усилить эту строгость болѣе прежняго. Съ этою цѣлью онъ
чрезъ своихъ пророковъ и пророчицъ вновь пробуждалъ уже осла¬
бѣвшее ожиданіе скораго втораго пришествія Христа. Кончина
міра, какъ проповѣдывали • монтанисты, была уже близка, цер¬
ковь вступила въ свой послѣдній періодъ. Это былъ- періодъ Па¬
раклета, Св. Духа, который чрезъ своихъ пророковъ даетъ церкви
новый законъ, новыя предписанія о нравахъ и дисциплинѣ.- Эти
предписанія повсюду чрезвычайно строги. Если доселѣ- считалось
правиломъ: „что не запрещено, то позволеното теперь выстав¬
лялось новое правило: „что не позволено выразительно, то- запре¬
щено!" Еще рѣзче церковь должна- отдѣлить себя отъ- окружаю¬
щаго ее міра. Противъ мі-рскаго образованія-, искусства, науки,-
удовольствій монтанизмъ- занимаетъ- совершенно враждебное поло¬
женіе. Все это грѣхъ; со всѣмъ этимъ христіанинъ не долженъ
соприкасаться. Сильно1 настаивалъ онъ на обязанности мучениче¬
ства. Всякое уклоненіе отъ* него, или удаленіе посредствомъ-бѣг?
ства, наказывалось какъ отступничество. Посты были- усиленной
предписывались съ строгимъ- законннчествомъ. Придава'лосвшвеарй-
■ .т .... • ' * • . 45*.', . •