Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. > Л г • • ' ’ - • * —1учѵ исповѣдники цападалц ,на самое существованіе подобной дисцип¬
лины. Чцо сначала лишь изъ уваженія признавалось за тѣми, ко¬
то,рьщ, ради .исповѣданія, были въ темницѣ или терпѣли, пытку,
тцго. скоро, послѣдніе .стали требовать себѣ какъ нрава, именно, что
всядій, котораго они допускали къ общенію, долженъ считаться
опять допущеннымъ въ члены церкви. Но этимъ правомъ они
пользовались въ высшей степени произвольно, и церковная дисцип¬
лина вслѣдствіе этого во многихъ мѣстахъ совершенно расша¬
талась. Можно допустить, что въ основѣ этого ослабленія первоначаль¬
ной строгости заключалась не простая слабость, что въ часто раз¬
дававшихся рѣчахъ о христіанской мудрости и предусмотрительно¬
сти заключалось нѣчто истинное. И дѣйствительно, -чтб было воз¬
можно, пока общины были еще малы и христіане почти всѣ при¬
надлежали къ низшимъ сословіямъ, то сдѣлалось уже болѣе не¬
возможнымъ, когда общины разрослись и церковь стала считать
своихъ членовъ и среди знатныхъ классовъ. Какой нибудь ре¬
месленникъ легко могъ удаляться отъ всего; но долженъ ли былъ
также порывать со всѣми своими прежними связями какой нибудь
всадникъ, сенаторъ, членъ знатной фамиліи, если онъ становился
христіаниномъ? Да и было ли это вообще въ дѣйствительности
полезно для церкви? Не основывалась ли на этихъ связяхъ по
большей части надежда на ея дальнѣйшее проникновеніе и въ обра¬
зованный классъ? Затѣмъ возможно ли было вообще на продолжи¬
тельное время избѣгать военной службы? Если .солдатъ обра¬
щался въ христіанство, то не могъ ли онъ оставаться солдатомъ?
Римъ вѣдь былъ земнымъ отечествомъ и для христіанъ,—не тре¬
бовалъ ли ихъ гражданскій долгъ того, чтобы они также защищали
свое отечество? Справедливо ли, что христіане не принимали никакихъ
общественныхъ должностей? Не могли ли они въ этихъ должно¬
стяхъ особенно послужить своему Господу? Но если они могли
быть воинами, занимать общественныя должности, то необходимо
было дозволить имъ и нѣчто такое, чего прежнее время считало обя¬
занностью избѣгать, какъ соприкосновенія съ язычествомъ. Да и
можно ли было вообще сохранять древнюю, болѣе строгую дисцип¬
лину, когда общины уже не были маленькими кружками, а отча¬
сти сдѣлались уже большими общинами въ міровыхъ городахъ?
Если дѣйствительно имѣлось въ виду привлечь народъ къ церкви,
то приходилось, не особенно высоко поднимать требованія о святости
жизни; или вѣрнѣе, такъ, какъ эти требованія находились не во
властд церкви, то необходимо было приходить на помощь, слабымъ
въ томъ смыслѣ,, чтобы тѣмъ, которые колебались и падали, не за¬
труднялся, путь къ примиренію съ церковью.