Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРЕВОРОТЪ ВНУТРИ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТІАНСТВА. 7Ш> 'Кбммода „спасительное слово дѣлало склонною къ благочестивому
■почитанію Творца всѣхъ вещей каждую душу изъ каждаго поко¬
лѣнія людей, такъ что теперь уже и въ Римѣ многіе, отличав¬
шіеся богатствомъ и благородствомъ, со всѣмъ своимъ домомъ и ро¬
домъ обращались ко спасенію* еэ). Естественнымъ слѣдствіемъ
этого было то, что доселѣшняя отчужденность у многихъ видимо
ослабѣла. Христіане изъ высшихъ сословій, имѣвшіе многочислен¬
ныя связи въ языческихъ семействахъ, не считали для себя зазор¬
нымъ присутствовать при семейныхъ праздникахъ въ языческихъ
домахъ и даже при невинныхъ обрядахъ языческаго культа, увѣн¬
чивали себя вѣнками и принимали участіе въ пиршествахъ. При
этомъ однакоже всегда имѣлось въ виду строгое правило не
принимать никакого участія въ самомъ язычествѣ, но незамѣтно
однакоже границы того, что считалось дозволеннымъ, раздвига¬
лись все далѣе и далѣе. Нѣкоторые осмѣливались уже, въ сопро¬
вожденіи своихъ языческихъ родственниковъ, посѣщать циркъ и
ходить въ театръ ,0). Долгое время христіане естественно не могли
уклоняться и отъ военной службы, равно какъ и отъ общественныхъ
должностей, и въ этомъ отношеніи, хотя и противъ желанія, по не¬
обходимости завязались новыя связи съ міромъ. Въ Карѳагенѣ
уже высказывались различныя сужденія по поводу того случая,
какъ одинъ христіанскій воинъ въ день рожденія императора дер¬
жалъ вѣнокъ въ рукѣ и отказался надѣть его себѣ' на голову.
Осужденный за это на смерть, онъ одними считался какъ муче¬
никъ, какъ мужественный исповѣдникъ, между тѣмъ какъ другіе
смотрѣли на него какъ на сварливца, который й своимъ поведе¬
ніемъ, безъ всякой нужды, подалъ поводъ къ страшному смуще¬
нію ,1). Съ различныхъ сторонъ теперь открыто высказывалось
мнѣніе, что христіанство отнюдь не требуетъ рѣзкаго отчужденія
отъ міра. Язычниковъ—говорили многіе—отнюдь не слѣдуетъ раз¬
дражать, и охотно приводили для оправданія того и другаго из¬
реченіе въ Тит. п, 5, и говорили, что нужно дѣлать то или другое,
чтобы имя Бога и Христа не поносилось язычниками ,2). Подъ этимъ
предлогомъ стали считать даже позволительнымъ во время преслѣ¬
дованія не только бѣжать, но даже отвращать гоненіе подкупомъ
чиновниковъ и воиновъ. Въ оправданіе этого приводилось то со¬
ображеніе, что этимъ только воздавалось кесарю кесарево, т. е,.
деньги, и этою жертвою денегъ достигалось лишь то, что хри¬
стіанская община могла спокойно собираться и невозбранно праздно¬
вать день Господень ,8). Да и дисциплина въ общинахъ начала
становиться слабѣе. Легче чѣмъ прежде добивались новаго при¬
нятія въ общину и дѣйствительно отпадшіе. Если она сама и
могла имъ воспретить чрезъ установленные органы, то всётакй