Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
болѣе продолжительное существованіе церкви на землѣ не расчи¬
тывали, и стремленіе односторонне направлялось лишь на то, чтобы
сохранить себя.. непорочными въ мірѣ на день пришествія Хри¬
стова;. Задача побѣды надъ міромъ, задача проникнуть міръ хри¬
стіанскимъ духомъ и изъ этого духа возродить его вновь, едвали
еще сознавалась ясно. , . Но такъ христіанство не могло бы покорить міра. Оно должно
было стать шире духомъ, въ истинномъ смыслѣ сдѣлать шагъ по
направленію къ міру, снизойти къ нему,, чтобы побѣдить его та¬
кимъ путемъ. Такою церковь не должна была оставаться.- Она
должна была проникнуться духомъ примиренія и сдѣлаться цер¬
ковью народною. Конечно всякій шагъ въ этомъ направленіи былъ связанъ съ
величайшими опасностями. Отвергая рѣзкую отчужденность отъ
міра, какъ легко можно было спуститься до одного уровня съ мі¬
ромъ и чрезъ это вполнѣ лишиться способности побѣдить его,
такъ какъ всякій, становящійся на одинъ уровень съ міромъ, не
только не можетъ побѣдить послѣдняго, но и скорѣе самъ будетъ
побѣжденъ имъ. Вмѣсто того, чтобы сдѣлаться народною церковью
въ истинномъ смыслѣ, церковь могла стать и совершенно мірскою
церковью, и такимъ образомъ принести въ жертву міру свою са¬
мобытную сущность. Не оставаясь болѣе въ тѣсномъ уединеніи,
христіане подвергались опасности настолько расширить свое воз¬
зрѣніе, что совершенно сгладились бы границы между христіан¬
ствомъ и язычествомъ, и христіанство совершенно растворилось бы
въ язычествѣ. Подъ водительствомъ своего Господа церковь превозмогла
эти опасности, и это именно благодаря великой борьбѣ про¬
тивъ монтанизма и гностицизма,—борьбѣ, чрезъ которую церковь
совершенно преобразилась въ церковь народную, и такимъ обра¬
зомъ съ своей стороны подготовилась къ рѣшительной борьбѣ про¬
тивъ язычества. Та узкость, о которой рѣчь была выше, должна была скоро исчез¬
нуть сама собою. Ужасная буря гоненія при Маркѣ Авреліѣ про¬
извела какъ разъ противоположное тому, что, по предположенію, она
должна была произвести. Вмѣсто того, чтобы уничтожить церковь,
она содѣйствовала ея возрастанію. Въ тѣ сравнительно спокойныя
времена, которыя слѣдовали за этою бурею, особенно быстро воз-
ростало число христіанъ, и именно мы слышимъ о поразительно мно¬
гихъ обращеніяхъ въ высшихъ классахъ. „Мы явились лишь вчера,
говоритъ Тертулліанъ, и однакоже наполняемъ все: города, остро¬
ва, замки, муниципіи, лагери, трибуны, дворецъ, сенатъ и фо¬
румъ", а Евсевій кесарійскій дѣлаетъ замѣчаніе, что со времени