Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ттпг ■ ■ШРВЫКѴ~ДНИ~ХРИСТІАНСТВА. провести эту параллель до конца, можно сказать, что у языч¬
никовъ явился и свой : Христосъ или, вѣрнѣе сказать, явилось ихъ
много: Уже Сенёка сказалъ, что нужно имѣть вождя, чтобы придти
къ миру, й это стремленіе къ вождю души становилось все силь¬
нѣе. Одни искали этого вождя среди боговъ. Такимъ вождемъ
былъ Митра, „непобѣдимый руководитель0. Другіе искали его между
мудрецами древности. Но тогда обыкновенно выставляли не исто¬
рическій образъ мудреца, а идеализированный. Такъ идеализиро:
вали Платона, такъ идеализировали Пиѳагора. Самымъ знамени¬
тымъ въ этомъ отношеніи сдѣлался Аполлоній Тіанскій, въ кото¬
ромъ мы дѣйствительно видимъ формальнаго Христа язычниковъ.
Историческій Аполлоній былъ магъ и гоетъ перваго столѣтія,
который во время своихъ многочисленныхъ странствованій зани¬
мался волшебными искусствами, и заявлялъ, что имѣлъ видѣніе.
При Септиміѣ Северѣ, Флавій Филостратъ Написалъ жизнеописа¬
ніе этого Аполлонія, въ которомъ его образъ, крайне и фантасти¬
чески идеализированный, дѣлается противообразомъ Христа. По
этому жизнеописанію мать его родила его по наитію бога Про¬
тея; лебеди пѣли сладкія мелодіи у колыбели новорожденнаго мла¬
денца. Еще будучи ребенкомъ, онъ проявлялъ признаки чудеснаго
духа, рано удалился въ уединеніе и затѣмъ предпринималъ об¬
ширныя путешествія. Въ Индіи онъ изучалъ индійскую мудрость
и затѣмъ началъ свое шествіе по міру, чтобы преобразовать язы¬
чество. Онъ собиралъ вокругъ себя учениковъ, проповѣдывалъ въ
главныхъ городахъ римскаго государства и совершалъ безчислен¬
ныя чудеса. „Уста его были открытой чашей, и свободно можно
было приходить для утоленія своей жажды “ 6В). Чудеса, о кото¬
рыхъ разсказываетъ Филостратъ, часто совершенно схожи съ чу¬
десами Спасителя. Въ Римѣ напр. Аполлоній встрѣтился съ по¬
гребальнымъ шествіемъ; молодая дѣвица лежала на смертномъ
одрѣ; женихъ съ плачемъ слѣдовалъ за нею; многіе друзья сопро¬
вождали его. Аполлоній велѣлъ остановить шествіе, спросилъ имя
умершей, затѣмъ прикоснулся къ трупу и сказалъ нѣсколько
словъ. Тотчасъ же дѣвица поднялась, какъ .будто бы пробу¬
дившись отъ сна и). Проповѣдь его направлялась къ преобразова¬
нію язычества. Кровавыя жертвы онъ отвергалъ и приносилъ
только куреніе. Богамъ нужно было воздвигать храмы и жертвен¬
ники, но не статуи; каждому предоставлялось на волю внутренно
представлять себѣ изображенія боговъ такъ или иначе е°). Осо¬
бенно замѣчательно то, что Аполлоній увѣщавалъ къ любви въ
ближнёйу и къ благотворительности. Стоя на ступеняхъ храма
въ Ефесѣ — такъ изображаетъ его Филостратъ 6С)—онъ проповѣ-