Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
-цдгшіипгад чпіцт ^ндычкілнА и л-і;и<лі аНСТВХТ 6^ ш. прироетовъ, и придать ему нѣчто изъ того, что заключалось..въ
христіанствѣ. Именно предполагалось отмѣнить, кровавыя жертвы
и на мѣсто ихъ ввести безкровныя жертвы и молитвы; самый
культъ долженъ былъ состоять не просто изъ мертвыхъ церемоній,
но, по примѣру христіанскихъ общинъ, въ богослуженіе предпо¬
лагалось ввести ученіе и проповѣдь. Отсюда становится яснымъ, что христіанство, хотя по числен-
■; ности своихъ приверженцевъ оно еще оставалось значительнымъ мень¬
шинствомъ, уже дѣлалось господствующею силою въ мірѣ. Какимъ
страннымъ сначала казалось язычникамъ духовное богослуженіе
христіанъ, какъ издѣвались они надъ тѣмъ, что у нихъ реме¬
сленники и старыя женщины поучались въ религіозныхъ предме¬
тахъ. Теперь уже признавалось потребностью то, надъ чѣмъ раньше
издѣвались, и стремились къ удовлетворенію ея на почвѣ самого
язычества. Предполагалось одухотворить самый языческій культъ,
устранить грубоматеріальныя стороны въ жертвоприношеніи жи¬
вотныхъ, и даже предпринимались мѣры къ назиданію народа.
Отсюда видно, что реставрація язычества, сознательно или несо¬
знательно, находилась уже подъ вліяніемъ христіанства. Даже въ
этомъ движеніи христіанство было уже настолько побудительною
силою, что реставрированное язычество принимало черты, заим¬
ствованныя у христіанства и даже становилось отобразомъ хри¬
стіанства. Выше мы уже коснулись языческаго неба съ цѣлью показать,
что воззрѣніе язычества на загробную жизнь получало порази¬
тельное сходство съ христіанствомъ. Въ тоже время среди язычни¬
ковъ явилась книга, которая сдѣлалась, такъ сказать, языческою
библіею. Одинъ изъ вождей неоплатонической школы, Порфирій,
сдѣлалъ собраніе языческихъ оракуловъ и изреченій боговъ, и въ
предисловіи къ этому труду говоритъ: „какую пользу имѣетъ этотъ
сборникъ, лучше всего знаютъ тѣ, которые, стремясь къ истинѣ,
нѣкогда просили, чтобы имъ удостоиться явленія боговъ, благо¬
даря которому они могли бы достигнуть успокоенія въ своихъ со¬
мнѣніяхъ “. Что же это такое, какъ не языческая библія? Всѣ хри¬
стіанскія понятія—примиреніе, очищеніе отъ грѣховъ, возрожде¬
ніе—теперь встрѣчались и у язычниковъ; и чего добивались они
въ своихъ мистеріяхъ иначе какъ не искупленія, и слѣдовательно
языческаго искупленія? Въ совершенно иномъ положеніи находи¬
лись теперь и языческія коллегіи жрецовъ. Въ царствованіе Діо-
клитіана они формально составляли своего рода іерархію, своего
рода учительный классъ. И здѣсь также ясно можно видѣть , при¬
ближеніе къ христіанской церкви. Предъ лицемъ христіанской
церкви теперь образовывалась какбы церковь языческая.,, Чтобы