Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
428 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ствіи и въ терпѣніи Іисуса Христа". Но время этого изгнанія—
если это было только изгнаніе—указывается въ высшей степени
различно, Епифаній 8Э) говоритъ, что оно имѣло мѣсто въ цар¬
ствованіе -Клавдія; Ѳеофилактъ и надписаніе сирійскаго манус¬
крипта говорятъ, что оно было въ царствованіе Нерона; св. Ири¬
ней *4), бл. Іеронимъ 8о) и Сулышцій Северъ и) согласны въ томъ,
что это было въ царствованіе Домиціана, а Евсевій въ своей „Хро¬
никѣ" полагаетъ изгнаніе ап. Іоанна въ 14 году этого царство¬
ванія ”). Дороѳей относитъ его къ царствованію Траяна. Съ дру¬
гой стороны Климентъ александрійскій *8) и Тертулліанъ 59) не
осмѣливаются назвать по имени императора, а Оригенъ 60) замѣ¬
чаетъ, что самъ ап. Іоаннъ обходитъ этотъ предметъ молчаніемъ.
Но, какъ мы надѣемся показать впослѣдствіи, не можетъ быть
достаточнаго основанія сомнѣваться касательно времени написанія
Апокалипсиса, а слѣдовательно и касательно пребыванія ап.
Іоанна на островѣ Патмосѣ, если, какъ мы думаемъ, именно онъ
былъ авторъ этой книги. Что онъ былъ ея авторомъ, за это говоритъ
единогласно свидѣтельство древности со времени Іустина Фило¬
софа до времени великихъ отцевъ церкви третьяго столѣтія. И та¬
ково, намъ думается, заключеніе, къ которому самымъ рѣшитель¬
нымъ образомъ приводитъ сама книга. Мнѣніе, что она написана
была или Іоанномъ пресвитеромъ, или евангелистомъ Іоанномъ
Маркомъ 61), требуетъ для своей поддержки гораздо болѣе вѣс-
скихъ и болѣе рѣшительныхъ данныхъ, чѣмъ какія способна пред¬
ставить новѣйшая критическая изобрѣтательность. Изъ этого восьмнадцатилѣтняго пробѣла въ жизни великаго
апостола преданіе сообщаетъ намъ очень мало. Но даже и то,
что оно говоритъ намъ, не имѣетъ значенія. Достовѣрно, что онъ
оставилъ Іерусалимъ, и быть можетъ оставилъ его навсегда. Это
могло быть по окончаніи тѣхъ двѣнадцати лѣтъ, въ теченіе кото¬
рыхъ, какъ говоритъ преданіе, Іисусъ повелѣлъ своимъ ученикамъ
оставаться въ святомъ городѣ **); но еще вѣроятнѣе, что это было
въ гораздо болѣе поздній періодъ. Каковы именно были обстоя¬
тельства, побудившія его оставить свой • собственный домъ 63), мы
не можемъ сказать; но удаленіе это могло быть результатомъ
того страшнаго столкновенія между римскимъ гнетомъ и іудей¬
скимъ отчаяніемъ, которое происходило во время ирокураторства
Альбина и Гессія Флора. Мы видѣли, что волненіе, возбуждав¬
шее даже умы христіанъ изъ іудеевъ, дало поводъ къ увѣщаніямъ
епископа іерусалимскаго, что „гнѣвъ человѣческій не содѣйствуетъ
правдѣ Божіей". Смерть пресв. Дѣвы Маріи е4); умерщвленіе
брата Господня, быть можетъ ускоренное его собственными су ро¬
выми укорами; предполагаемое бѣгство христіанъ въ Пеллу; дѣй¬