Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
смертію и блаженству. О нѣкоторыхъ мы знаемъ очень, мало (бла-
годаря тому, что это были тайныя служенія;, о другихъ до насъ
сохранились Долѣе., точныя свѣденія. Такъ, были мистеріи Сабазія,
о которыхъ, мы едвали знаемъ что нибудь, кромѣ нѣсколькихъ
формулъ!' Йзвѣстенъ также ужасный Тавроболій и Кріоболій. По¬
свящаемый, одѣтый въ символическія одежды, въ полночь пола¬
гался въ покрытую досками могилу. Надъ нимъ затѣмъ прино¬
сился въ жертву волъ и баранъ, и онъ долженъ былъ насколько
возможно болѣе собрать лицемъ и руками текущую чрезъ щели и
отверстія досокъ кровь, такъ какъ это была Ѵігев Аеіегпае, вѣчная
посвятительная кровь. Затѣмъ онъ долженъ былъ въ теченіе про¬
должительнаго времени ходить въ окровавленныхъ одеждахъ, и за¬
тѣмъ считалъ себя, какъ свидѣтельствуетъ посвятительная над¬
пись, іп Аеіегншп гепаіив, „возрожденнымъ на вѣки". Особенно
высоко почитавшіяся мистеріи Изиды были еще болѣе сложнаго
свойства. Къ нимъ дѣлалось продолжительное приготовленіе, со¬
стоявшее въ воздержаніи отъ мясной пищи, въ омовеніяхъ, окроп¬
леніи посвятительной водой. Друзья и сопосвященные приносили
особые посвятительные подарки. Въ теченіе опредѣленной сновидѣ-
ніемъ посвятительной ночи, посвящаемый пребывалъ въ храмѣ,
сначала въ грубомъ льняномъ одѣяніи, затѣмъ двѣнадцать разъ
перемѣняя одежды, всѣ имѣвшія символическое значеніе, онъ про¬
ходилъ чрезъ рядъ картинъ и явленій, которыя символически озна¬
чали смерть и воскресеніе по милости Изиды. „Я вступилъ, разсказываетъ намъ объ этихъ посвященіяхъ
нѣкій Луцій, во врата смерти, переступилъ порогъ Прозерпины
и, пройдя чрезъ всѣ стихіи, возвратился назадъ. Посреди ночи ви¬
дѣлъ я солнце въ его ясномъ сіяніи. Я ходилъ предъ нижними
и верхними богами и молился имъ вблизи". Къ утру Луцій
стоялъ въ украшенномъ цвѣтами одѣяніи, съ факеломъ въ рукахъ,
сіяющимъ вѣнкомъ изъ пальмовыхъ листьевъ на головѣ, на особой
эстрадѣ предъ изображеніемъ богини Изиды. Вдругъ открылся за¬
навѣсъ и собравшійся во внутренности храма народъ увидѣлъ его
какъ живой образъ солнца. Для произведенія упоминаемыхъ здѣсь
явленій въ храмахъ существовали всевозможные аппараты, и для этой
цѣли между прочимъ служили различныя зеркала. Въ вратахъ,
которыя вели во внутреннюю часть храма Деметры, въ Елевзинѣ,
еще и теперь можно видѣть въ камняхъ отверстія, которыя дѣ¬
лаютъ вѣроятнымъ, что мисты приносимы были во внутреннюю
часть храма посредствомъ искусственныхъ машинъ, благодаря чему
у нихъ являлось представленіе, какъ будто все это происходило въ
царствѣ тѣней. Ипполитъ сообщаетъ цѣлый списокъ такихъ искус¬
ственныхъ пріемовъ, какіе совершали жрецы съ тою цѣлью, чтобы