Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
'ЕРЕВОРОТЪ ВНУТРИ ЯЗБГТЕЦТБА И ХПИ7А ІАНЪ 1: г>д.. ТП7Ѵ сопровожденіи не вызывавшагося Гетй, который разразился ярост¬
ными угрозами. Апулей въ вышеназванномъ романѣ изображаетъ
намъ одно такое заклинаніе. Онъ разсказываетъ, какъ на рынкѣ
въ Лариссѣ одинъ египтянинъ заклиналъ трупъ. Въ полотняномъ
одѣяніи стоялъ онъ предъ нимъ, три раза клалъ травы на уйа
и грудь и, обращаясь къ восходящему солнцу, іпепталъ молитвы.
И все это совершалось съ такою ревностью, съ такимъ фанатиз¬
момъ, которые совершенно чужды были раннему времени. Демо¬
низировавшееся язычество (и мы должны обратить на это особен¬
ное вниманіе, такъ какъ здѣсь заключается ключъ къ нѣкоторымъ
явленіямъ, на которыя мы наткнемся потомъ) дѣлается фанатиче¬
скимъ, и это фанатическое язычество, которое поведетъ борьбу
противъ христіанства еще совершенно иначе, несравненно крово¬
жаднѣе, несравненно ужаснѣе, чѣмъ это дѣлало прежнее, болѣе
наивное язычество. Гораздо сильнѣе сдѣлалось теперь и стремленіе къ загробному
міру, которое мы уже видѣли и въ первый періодъ имперіи. Если
бросить взглядъ на надгробныя надписи третьяго столѣтія, то
предъ нами откроется формальное языческое небо. Такъ, въ нихъ
говорится: „вы, несчастные, оставшіеся въ живыхъ, оплакивайте
этотъ смертный случай; вы, боги и богини, радуйтесь новому со¬
гражданину"; или: „теперь впервые ты живешь свое счастливое
время, далекій отъ всякой земной доли; высоко на небѣ наслаж¬
даешься ты, вмѣстѣ съ блаженными богами, амброзіей и некта¬
ромъ"; или еще: „боги подземнаго міра, откройте моему отцу
долину, гдѣ пурпуромъ сіяетъ вѣчно день". Чтобы взойти въ это
небо, необходимо посвященіе, необходимо собственно избавленіе:
язычники уже знаютъ теперь и это, но только каждый долженъ
быть своимъ собственнымъ избавителемъ, и избавленіе это должно
совершиться чрезъ всевозможныя испытанія и страданія. Въ этомъ именно коренится причина сильнаго наклона къ аске¬
тизму, который господствуетъ въ это время. Господство страсти минб-
вало, сокровища завоеваннаго міра были прожиты; отрезвившись,
міръ сознавалъ свою бѣдственность и старался достигнуть мира и
Спасенія всевозможными самоистязаніями, покаяніями и бичева¬
ніями. Здѣсь также заключается причина сильнѣйшаго распро¬
страненія и всевозможныхъ мистерій. Прежнія мистеріи имѣли мѣстный характеръ. Всякій, прихо¬
дившій въ Елевзинъ, посвящалъ себя, вслѣдствіе древняго вѣро¬
ванія, въ ёлевзинскія мистеріи, но онѣ еще не были распростра¬
нены повсюду. Только въ это время явился совёрігіёнНо новый
рядъ мистеріщ который распространился Но всему государству,' 'й
всѣ стали стремиться къ очищенію отъ грѣха, возрожденію, бёз'-