Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
оЩ ~<-і ... ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ; . Однимъ словомъ міръ состарился, и въ своей старости опять
сдѣлался набожнымъ. Съ .какою .ревностью опять начали говорить
въ это время о богахъ! Эдіанъ изъ третьяго столѣтія написалъ
цѣлую: „книгу:, состоящую изъ примѣровъ, показывающихъ, какъ
худо кончали аврари: боговъ, и, между другими назидательными ле¬
гендами,,-разсказываетъ. также и то, что даже слоны по утру пре¬
клоняютъ свои колѣна и молятся богамъ. Апулей, самый люби¬
мый и многочитаемый- романистъ того времени, расплывается
въ мечтательствѣ о божественномъ и совершенно погрязаетъ въ
суевѣріи; ’ но въ тоже время его разсказы носятъ и болѣе весе¬
лый характеръ, а его благочестіе, какъ и благочестіе вообще того
времени, • не чуждо благочестія человѣка, который въ молодости
былъ кутилой, а въ старости сдѣлался ханжей. Храмы стали по¬
сѣщаться опять усерднѣе, и считалось хорошимъ тономъ показы¬
вать большее усердіе во всемъ относящемся къ богослуженію. Эта ревность конечно болѣе относилась, къ. чужимъ богамъ,
чѣмъ къ отечественнымъ. Уже раньше начавшееся смѣшеніе бо¬
говъ теперь достигло своей вершины, и чужіе культы дочти со¬
вершенно вытѣснили туземные. Съ какою пышностью теперь со¬
вершался въ Римѣ праздникъ великой матери Рима; какъ гордо
теперь выступали ея жрецы, которыхъ Ювеналъ находилъ только
въ темныхъ углахъ среди корабельщиковъ и бѣглыхъ рабовъ! За¬
вываніе о потерѣ Аттиса. раздавалось на Тибрѣ такъ же громко,
какъ нѣкогда на Оронтѣ, и день Гилярій, т. е. отысканіе Ат¬
тиса было днемъ торжества для всего Рима. Если святилища еги¬
петскихъ боговъ раньше находили себѣ мѣсто только въ какихъ
нибудь углахъ внѣ городскихъ стѣнъ, то уже Домиціанъ построилъ
великолѣпный храмъ въ честь Изиды и Сераписа, а на улицахъ
Рима теперь были уже особыя остановочныя мѣста (Раивае) для
процессій въ честь этихъ боговъ. Императоръ Коммодъ, остриженный
какъ жрецъ Изиды, самъ участвовалъ въ этой процессіи и носилъ изо¬
браженіе собакогодоваго Анубиса. Даже и послѣдній въ ряду приве¬
зенныхъ съ востока,—ипритомъ съ самаго отдаленнаго востока,—бо¬
говъ, персидскій Митра, имѣлъ теперь многочисленныхъ почитате¬
лей. Это былъ богъ свѣта, богъ солнца, какъ богъ заходящаго солнца
и всего подземнаго міра, но вмѣстѣ съ тѣмъ и какъ непобѣдимый богъ,
„непобѣжденный руководитель", какъ онъ часто называется, богъ
воиновъ, вслѣдствіе чего онъ и получилъ особенное значеніе для
времени, когда весь міръ наполненъ былъ войнами. Служеніе ему
всегда совершалось въ пещерѣ. Въ Римѣ была глубокая пещера въ
Капитолійскомъ холмѣ. Этому культу преданы были и императоры;
и вездѣ, гдѣ только ходили римскіе арміи, даже на Рейнѣ нахо¬
дятъ этихъ Митръ и, пещеры для Митръ. Своей вершины это