Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
6861 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. будто1' все вышло изъ .своей колеи; цѣлыя провинціи отпадали и
управлялись собственными императорами. Часто еамодержавцевъ
было столъкт, -что мы не имѣемъ и возможности знать ихъ всѣхъ.
Варвары напирали на границы, готы уже стояли въ сѣверной
Италіи, Галлія • «а теченіе «долгаго времени находилась въ рукахъ
германскихъ племенъ, пока -не удалось великимъ генераламъ, бла¬
годаря; постояннымъ военнымъ походамъ, еще разъ возвратить
міръ -въ прежнюю колею. Такія времена, когда все колеблется,
все неувѣренно,, когда то, что -сегодня стоитъ вверху, завтра уже
лежитъ внизу, когда весь міръ обращается въ военный лагерь и
сильныя натуры снизу поднимаются до императорскаго престола,
но лишь для того; чтобы послѣ короткаго времени уступить мѣсто
болѣе счастливому, —такія именно времена какъ разъ способствуютъ
тому, чтобы питать и усиливать суевѣріе. Можно признать за всеобщее
правило, что времена счастья, съ ихъ роскошью и наслажденіемъ,
по большей части порождаютъ сомнѣнія и невѣріе, а времена
нужды и бѣдствія, напротивъ того, пробуждаютъ какъ вѣру, такъ
и суевѣріе,- потому что чѣмъ неувѣреннѣе земное, тѣмъ болѣе
человѣкъ хватается за сверхъестественное и чудесное. Къ этому
присоединялось и возраставшее внутреннее паденіе. Что міръ ста¬
рѣлъ, впечатлѣніе этого становилось все болѣе сильнымъ во вре¬
мена послѣ Марка Аврелія. Сами язычники создавали это, .Они
часто жаловались на то, что все идетъ къ разложенію. Съ того
времени, какъ христіанство явилось въ мірѣ, говорили они, вся¬
кое счастье исчезло. Повсюду свирѣпствовали война, эпидемія, за¬
суха, саранча, голодъ. Римское государство бѣднѣло все болѣе и
болѣе. Даже въ лучшія времена его экономическое положеніе было
плохо, какъ объ этомъ, съ несомнѣнностью можно заключать изъ
двухъ обстоятельствъ, именно, что ростовщичество не уменьшалось
и населеніе не возрастало. Теперь же государство совершенно
стремилось къ финансовой гибели. Причину этого понять не трудно.
Она ■ заключалась въ античномъ презрѣніи къ труду, въ хозяйствѣ
при помощи рабовъ и въ томъ (чтб еще хуже), что празднолюб-
ство и лѣность считались какбы привилегированнымъ состоя¬
ніемъ. Города, которые не трудились, не несли никакихъ тяже¬
стей, или если и несли, то самыя небольшія; римскіе праздно-
любцы были прокармливаемы государствомъ. Все шло отъ госу- --
даретва и всего ожидали отъ государства, — хлѣба и зрѣлищу.
Баши; большіе города также потребляютъ то, что производитъ де¬
ревня,--но они вмѣстѣ съ тѣмъ вознаграждаютъ за это продуктами
своей промышленности. Торговля же и промышленность большихъ
городовъ древности въ сущности была непроизводительною. Рима
Платилъ -податями, -которыя стекались въ него изъ провинцій же,