Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
адѵ/ х ллдтаДЕі-дші? XНИСіПАПСТВА. торомъ онѣ должны были окончательно помѣряться всѣми своими
силами. ГЛАВА ХЬ. Переворотъ внутри язычества и христіанства. Называя себя мудрыми, они обезумѣли. , Р и м. і, 22. І Духъ истины наставитъ васъ на всякую
истину. ІОАН. XVI, 13. Было бы совершенною ошибкой, еслибы мы стали представлять
себѣ въ теченіе всей этой исполинской борьбы между христіан¬
ствомъ и язычествомъ обѣ борящіяся стороны находящимися въ
одномъ и томъ же положеніи. Для этого борьба между ними была
слишкомъ продолжительна. Она тянулась на пространствѣ трехъ
столѣтій. Въ это время обѣ борящіяся силы, какъ язычество, такъ
и христіанство, переживали великое внутреннее развитіе, и когда
совершилась послѣдняя рѣшительная битва, то они были уже со¬
вершенно иными, чѣмъ тогда, когда начиналась борьба. Самую
побѣду христіанства можно понять и оцѣнить только имѣя это
въ виду. Вѣдь побѣда эта отнюдь не была простымъ внѣшнимъ
вытѣсненіемъ язычества, но внутреннимъ торжествомъ. Прежде
чѣмъ идти дальше, необходимо прежде всего составить представ¬
леніе о томъ великомъ переворотѣ, который какъ внутри языче¬
ства, такъ и христіанства, во второмъ столѣтіи подготовлялся, а
въ третьемъ окончательно обнаружился, и который впервые поста¬
вилъ противниковъ въ то положеніе между собою, которое при¬
вело къ рѣшенію борьбы. Со стороны язычества этотъ переворотъ можно назвать рестав¬
раціей, хотя вся сущность этой реставраціи состояла въ томъ,
что. на мѣсто невѣрія начало выступать въ немъ суевѣріе. Это
было совершенно естественное явленіе. Реставрація есть только
необходимая стадія въ паденіи язычества, симптомъ - упадающей
въ немъ силы. Языческое государство еще разъ собираетъ всѣ свои
силы для того, чтобы оказать противодѣйствіе все болѣе усили¬
вающемуся противнику. Невѣріе по необходимости вызываетъ
суевѣріе, какъ свою обратную сторону. Ни отдѣльный человѣкъ,
ни .народъ, не могутъ продолжительно выносить пустоты невѣрія.
Въ і безвоздушномъ пространствѣ жить невозможно. Такимъ обра¬
зомъ ■ ■ мѣсто,;.: которое невѣріе сдѣлало пустымъ, занято было
суевѣріемъ. ,!Ложное отрицаніе съ внутреннею необходимостью
приводитъ #къі ложному утвержденію’. Л.-. * ѵ * 4 | , ’• } Пі?Та-'-'і1іГ>^-*Т 1 'іиіііі' \У’. ’Ійк'..