Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГОНЕНІЕ ПРИ МАРКИ ЛНРЕЛІѢ В ПЕРВЫЕ: ПРИЗНАКИ ПОБѢДЫ. 68,3' ■Для. христіанъ тутъ конечно не могло быть выбора;; Они-> не
могли согласиться на предложеніе такого компромисса. Служеніе
высочайшему Богу исключаетъ служеніе демонамъ, и христіанство
желаетъ больше, чѣмъ просто* быть терпимою рядомъ съ другими
религіей. Боготвореніе міровыхъ силъ и императора сдѣлало бы изъ
христіанства новое язычество: Но они могутъ и будутъ принимать
участіе въ трудахъ и нуждахъ государства, они даже могутъ быть
его крѣпчайшей опорой. Настанетъ время, когда старое колеблю¬
щееся государство будетъ искать и найдетъ въ юномъ христіанствѣ
новую основу для своей жизни. Но это время было еще далеко.
Для настоящаго времени они не могли еще ничего дѣлать кромѣ
терпѣнія. Правда, гоненіе при Маркѣ Авреяіѣ > было столь же
непродолжительно, какъ и жестоко. На Дунаѣ вновь открылась
страшная война; императоръ двинулся туда, чтобы уже, не'-воз¬
вратиться опять, а преемникъ его Коммодъ былъ совершенно от?
личнымъ отъ него человѣкомъ. Гоненіе прекратилось опять. Но оно
сдѣлало однакоже яснымъ, что христіане ошиблись, если они
'ожидали мира вслѣдствіе личной мягкости и справедливости им¬
ператора. Даже если отдѣльный императоръ, и. склонился бы въ
ихъ'пользу, время для этого еще не назрѣло. Язычество должно
было потерпѣть еще нѣсколько видоизмѣненій, прежде чѣмъ оно
могло преклониться предъ крестомъ, и христіанство должно было
пережить еще новыя гоненія, прежде чѣмъ могло восторжествовать
окончательно. Вся бывшая доселѣ, борьба состояла только изъ
отдѣльныхъ, нерѣшительныхъ битвъ, которыхъ было недостаточно,
предстояло еще генеральное сраженіе: церковь должна была вынести
еще ужасы и скорби всеобщаго гоненія. Скорбь невольно обнимаетъ насъ при мысли о тѣхъ потокахъ
крови, которые должны были пролиться еще. Но таково рѣшеніе
воли Божіей, и все это было во благу. Христіанство должно было
вполнѣ’ пережить эту борьбу, и своею побѣдою должно было быть
обязано не случайному обстоятельству и не личному благоволѣоію
императора, но совершенно и единственно присущимъ ему-силамъ.
Только при такомъ условіи побѣда становилась дѣйствительною
побѣдою, и только при такомъ условіи церковь могла на всѣ
времена вполнѣ пользоваться благами этой борьбы и этой, по¬
бѣды.- ■ ' * Но даже и это великое генеральное сраженіе, какъ, мы его назвали, произошло не сразу. Вслѣдъ, -за бурей, пронесшейся въ
царствованіе Марка Аврелія, наступило относительно спокойное вре¬
мя; Въ это время совершился уже начавшійся внутренній перево¬
ротъ въ язычествѣ, какъ и въ христіанствѣ, и только этотъ,■; пе¬
реворотъ привелъ обѣ борящіяся стороны въ положеніе, ■ въ; <®о-