Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
682 ПЕРВЫЕ ДНИ; ХРИСТІАНСТВА. шебства христіанъ показываетъ, что онъ не могъ отрицать силы
въ христіанствѣ, хотя и считалъ ее,' сообразно съ своими воз¬
зрѣніями, только силою чародѣйства. Важнѣе всего то,. что самъ
Цельсъ: неі увѣренъ былъ въ своей собственной вѣрѣ. Онъ защи¬
щалъ, политеизмъ только: съ извѣстного' стыдливостью и съ-оче¬
видными видоизмѣненіями. Онъ выразительно предостерегалъ своихъ
читателей отъ. того, чтобы они не доводили до крайности служе¬
ніе богамъ. „Правильнѣе думать, говоритъ онъ, что демоны
(низшіе, боги) ни въ. чемъ не нуждаются, что у нихъ нѣтъ ни въ
чемъ недостатка, но что они услаждаются благочестивыми чув¬
ствами, которыя показываютъ имъ“. Вся суть въ томъ, чтобы
держаться истиннаго Бога и не оставлять его ни днемъ, ни ночью;
во всѣхъ дѣлахъ умъ долженъ быть обращенъ къ Богу г,н). Тутъ,
очевидно, политеизмъ совершенно лишается почвы. Самъ Цельсъ
уже потерялъ въ него , вѣру и по крайней мѣрѣ мы видимъ у
него сознаніе того, что онъ борется уже за погибшее дѣло. Вся
книга его сама по себѣ есть предсказаніе о торжествѣ христіан¬
ства. Вслѣдствіе этого намъ становится совершенно понятнымъ,
почему Цельсъ, при всей сроей яростной ненависти къ христіан¬
ству, въ концѣ концевъ приходитъ къ тому, чтобы предложить
христіанамъ своего рода компромиссъ. Они будутъ терпимы, бу¬
дутъ пользоваться даже- свободою служить единому, высочайшему
Богу, если только при этомъ будутъ служить и низшимъ богамъ,
демонамъ, которые господствуютъ надъ отдѣльными липами въ
этомъ земномъ мірѣ; если они , будутъ почитать императора, бу¬
дутъ помогать ему въ эти трудныя времена и рѣшатся принять
участіе въ трудахъ и нуждахъ римскаго государства. Цельсъ крайне
желалъ, чтобы христіане приняли этотъ предложенный имъ ком¬
промиссъ. Онъ старался формально сблизить христіанскую вѣру
съ философіей. Да и желалъ онъ не очень многаго. По его мнѣ¬
нію, они могутъ въ остальномъ оставаться христіанами, почитать
высочайшаго Бога, какъ и прежде, если только вмѣстѣ съ этимъ
будутъ оказывать надлежащую честь и демонамъ. Было бы странно,
конечно, еслибы ихъ принуждали къ чему нибудь постыдному.
Но: что постыднаго и нечестиваго въ пѣніи прекрасныхъ гимновъ,
Аѳинѣ? Бѣдъ въ лицѣ ея оказывается почтеніе тому же высочай¬
шему.; Богу! Или какое нечестіе заключается въ томъ, чтобы
клясться, геніемъ императора? Развѣ не Богъ вручилъ ему власть?
(Развѣ:-онъ повелѣваетъ не чрезъ Бога и не подъ Его покрови¬
тельствомъ?,^, случай же, если христіане будутъ противодѣйство¬
вать: этимъ-гприманкамъ, Цельсъ'угрожалъ силою, что они будутъ
совершенно, -истреблены. Такимъ образомъ христіане должны были выбиратькмпръ.'Иди-войну .**),. <. .