Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
•680 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Цельсъ считаетъ высокомѣріемъ думать, что Богъ все создалъ для
людей. Изъ естественной исторіи, изъ прозорливости многихъ жи¬
вотныхъ, можно-де показать, что все сотворено не въ большей сте¬
пени для людей, какъ и для животныхъ. Цельсъ старался даже
доказать, что животныя въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ стоятъ выше
людей и люди подчинены животнымъ. Пчелы имѣютъ также ца¬
рицу и строятъ города; муравьи заботятся объ обезпеченіи себя
пищею на зиму и погребаютъ своихъ умершихъ; змѣи и орлы
знаютъ чародѣйство. Птицы прозираютъ въ будущее и опредѣляютъ
его своимъ полетомъ. Даже и благочестіе не есть преимущество
людей. Нѣтъ никого болѣе вѣрныхъ клятвѣ, чѣмъ слоны, и аисты
превосходятъ людей своею добродѣтелью. Вообще (и здѣсь поле¬
мика его достигаетъ вершины) Цельсъ отрицаетъ всякую цѣль
міра. „ Слѣдовательно, не для людей все сотворено, какъ и не для
львовъ или орловъ или дельфиновъ, но сотворено все для того,
чтобы этотъ міръ, какъ Божье твореніе, былъ совершеннымъ и
законченнымъ во всѣхъ отношеніяхъ. Вслѣдствіе этого все измѣ¬
рено, не какъ собственность чего нибудь другаго, а скорѣе какъ
цѣлое твореніе, какъ собственность цѣлаго. Богъ печется о цѣ¬
ломъ, послѣдняго никогда не оставляетъ провидѣніе, и міръ не дѣ¬
лается хуже. Богъ никогда не производитъ перемѣнъ, не гнѣвается
на людей, какъ не гнѣвается Онъ на обезьянъ и мухъ; послѣд¬
нимъ вѣдь Онъ не угрожаетъ ничѣмъ, хотя каждая изъ нихъ полу¬
чила выпавшую на нее долю" **). Міръ—доказываетъ онъ еще въ
другомъ мѣстѣ—всегда остается однимъ и тѣмъ же. „Зло ни рань¬
ше, ни теперь, ни въ будущемъ не станетъ ни меньше, ни больше,
потому что природа цѣлаго всегда одна и таже“. Еслибы Цельсъ
въ дѣйствительности былъ правъ в.ъ этомъ отношеніи, то хри¬
стіанство было бы опровергнуто въ самой своей глубочайшей осно¬
вѣ, такъ какъ оно есть не что иное, какъ вѣра въ то, что Богъ
сжалился надъ людьми и, чрезъ посланіе своего Сына, искупилъ
и возстановилъ грѣшный міръ къ новой жизни. По истинѣ поразительно, какъ здѣсь сходится древнѣйшій
врагъ христіанства съ новѣйшимъ, именно Штраусомъ. Совер¬
шенно какъ и у Цельса, 'главнымъ пунктомъ у Штрауса противъ
христіанства служитъ никогда не прерывающаяся связь явленій
природы; совершенно какъ и Цельсъ, послѣдній приходитъ также
къ полному отрицанію всякой цѣли міра. Цѣль эта заключается
въ томъ, что онъ есть. Настанетъ, доказываетъ онъ, время, когда
земля не будетъ больше обитаема, даже когда она не будетъ су¬
ществовать болѣе какъ планета, когда исчезнетъ не только все
существующее на землѣ,—всѣ произведенія и труды людей, * всѣ
государственныя учрежденія, <всѣ произведенія искусствъ и науки, ^